Урок 6. Комедия как драматический жанр. Черты классицизма в комедии «Недоросль»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Повторение особенностей жанра комедии. Выявление черт классицизма в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Задачи урока
- Повторить классификацию драматических жанров и место жанра комедии в нём. Повторить определения основных понятий, с помощью которых характеризуются драматические произведения. Проанализировать черты классицизма в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Виды деятельности
-
Выполнение интерактивных заданий, обсуждение текста, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, лекция
Ключевые понятия
-
Драма, трагедия, комедия, классицизм, действующие лица, амплуа, резонер, говорящие фамилии
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап. Проверка домашнего задания | Учащиеся зачитывают проделанные исследования по сравнению комедий «Мещанин во дворянстве» и «Недоросль». |
2 | 2. Этап повторения пройденного материала | – Какие три рода литературы вы знаете? (эпос, лирика, драма) – Какие произведения драматического рода вы помните? – Какие произведения, написанные в жанре комедии, вы читали? – Повторение понятий и терминов, необходимых для анализа драматических произведений. |
3 | 3. Этап изучения нового материала. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Учащимся предлагается вспомнить, какими характерными чертами отличается комедия классицизма. – Можно ли считать комедию «Недоросль» типичной комедией классицизма? Какие признаки произведения говорят в пользу такого определения? Какие заставляют сомневаться? В случае затруднения или неполного ответа, учитель может прочитать лекцию на материале статьи Г. А. Гуковского «Недоросль. Фонвизин Денис Иванович» или предложить учащимся прочитать ее вслух и прокомментировать. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | – Подведите итог, какие черты комедии классицизма можно обнаружить в «Недоросле» Д. И. Фонвизина. – Какие черты комедии «Недоросль» отличают ее от комедий классицизма. – Говорящие имена – одна из черт комедии классицизма. – Какой персонаж комедии подходит под амплуа «резонер»? – В каких сценах мы видим, что Простакова — не только комический персонаж? – Как сталкиваются в комедии два века, две культуры? |
5 | 5. Информация о домашнем задании | 1. Подготовить характеристики персонажей комедии «Недоросль», опираясь на вопросы рубрик «Решаем читательские задачи» и «Давайте поспорим» (см. учебник ч. 1, с. 71) 2. Подумать над тем, какими способами автор добивается комического эффекта. Согласны ли вы с тем, что юмор в комедии не добрый? 3. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина». 4. Индивидуальное задание для нескольких учеников: подготовьте инсценировку явления VIII из четвертого действия и явлений II–V и VIII из пятого действия. |