Урок 58. В. М. Шукшин. Рассказ «Микроскоп»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Обсуждение и анализ рассказа В. М. Шукшина «Микроскоп»
Задачи урока
- Прочитать по ролям рассказ В. М. Шукшина «Микроскоп», проанализировать его идею и художественные особенности. Ввести понятие «чудик» – герой рассказов В. М. Шукшина.
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
рассказ, чудик, персонаж, юмор, ирония, событие
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока. Проверка домашнего задания | Учащиеся по желанию или по выбору учителя читают вслух записанные дома размышления о возможных будущих взаимоотношениях героев рассказа «Космос, нервная система и шмат сала». |
2 | 2. Повторение пройденного материала | Учащиеся рассматривают иллюстрацию к рассказу, чтобы лучше настроиться на выразительное чтение. После этого выразительно читают рассказ «Микроскоп» по ролям. Повторение и обсуждение термина «чудик». |
3 | 3. Этап первичного закрепления и рефлексия учебной деятельности | Фронтальная беседа: обсуждение рассказа В. М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» с опорой на интерактивные задания. Вопросы (см. МП. С. 210): – Для чего Андрею Ерину понадобился микроскоп? (Он хочет научиться бороться с микробами, которые укорачивают жизнь человека. Так, думая о человечестве, Андрей Ерин с наивной искренностью радуется мировым открытиям и достижениям науки и техники. «Чудик» всегда ощущает себя причастным всему, что делается в мире) – Как микроскоп изменил жизнь семьи Ериных? – Что произошло в жизни Ерина потом? (История с покупкой микроскопа оборачивается для Андрея неприятностями. Узнав, что микроскоп не «премиальный», а «купленный», жена устраивает мужу скандал, забирает микроскоп и отвозит в комиссионный магазин, чтобы на вырученные деньги купить детскую одежду. Разочарованный и потерянный, Андрей Ерин говорит сыну, что мать всё же права.) – В чем правота жены Андрея? – Как относится к ней рассказчик? Какие особенности текста доказывают такое отношение к ней? – Появление микроскопа в семье Ериных – всего лишь эпизод. Что изменит этот эпизод в жизни каждого члена семьи? Легко ли они позабудут о микроскопе? – Что общего между прочитанными вами двумя рассказами В.М. Шукшина? Чем они различаются? Отвечая на вопрос, опирайтесь на тексты произведений. – В чём особенность рассказов В.М. Шукшина? Какие художественные средства делают их правдивыми и точными? – С какой целью автор использует иронию? Подтвердите свой ответ примерами из текста. |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Подготовьтесь к обобщающему уроку и самостоятельной работе по теме «Жизнь и творчество В. М. Шукшина». 2. Подумайте над вопросами рубрики «Обсудим вместе», с. 286. 2. Индивидуальное творческое задание. Подготовьте инсценировку рассказа «Микроскоп». |