Урок 57. В. В. Маяковский. Лирика
1. Отличать стихотворную речь от прозаической. 2. Находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. 3. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлаботонической системы стихосложения. 4. Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики. 5. Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, читать выразительно.
- 1. Анализ стихотворения.
- 2. Усвоение и актуализация литературоведческого термина «лирический герой».
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, выразительное чтение, интерпретация
-
автор и лирический герой в стихотворении, гипербола
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выразительное чтение | Ученики выборочно читают свои фрагменты, которые комментируют и при необходимости исправляют одноклассники. |
2 | 2. Анализ стихотворения | Анализ стихотворения организуется по вопросам рубрики «Обсудим вместе». 1. С какой целью, по-вашему, автор указывает место действия? Как это связано с содержанием стихотворения? 2. Вспомните, что такое гипербола и с какой целью она употребляется. Найдите гиперболы в тексте, объясните их роль. 3. Найдите примеры «игры слов», то есть использования слова в прямом и переносном значении. С чем, по-вашему, связано использование этого приёма? 4. Сохранились черновые наброски стихотворения. Например: Стена теней, ночей тюрьма Под солнц двустволкой пала. Лучей и света кутерьма Палим во что попало! Найдите соответствующие строки в окончательной редакции стихотворения. Почему, на ваш взгляд, поэт отказался от первоначального варианта? |
3 | 3. Информация о домашнем задании | Портрет Маяковского. Домашнее задание: Домашнее задание носит опережающий характер и ориентировано на два занятия вперёд. Это творческое задание из соответствующей рубрики: Создайте свою подборку стихотворений о природе или творчестве. Оформите её в виде презентации. Если необходимо, используйте также иллюстративный материал и музыкальные фрагменты. Одно из стихотворений необходимо прочитать наизусть. |