Урок 56. В. В. Маяковский. Лирика
1. Отличать стихотворную речь от прозаической. 2. Находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. 3. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлаботонической системы стихосложения. 4. Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики. 5. Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, читать выразительно
- 1. Знакомство с творчеством В. В. Маяковского.
- 2. Анализ стихотворения.
- 3. Усвоение и актуализация литературоведческого термина «лирический герой»
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение
-
автор и лирический герой в стихотворении
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания | Учитель рассказывает о В. В. Маяковском. На экране фотографии поэта. |
2 | 2. Выразительное чтение учителем | Стихотворение В. В. Маяковского «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» очень сложно для чтения и восприятия из-за необычного ритма, рифмы и лексики. Поэтому будет лучше, если после небольшого ученического сообщения о В. В. Маяковском стихотворение прочитает учитель. Основное внимание следует уделить отработке выразительного чтения стихотворения. |
3 | 3. Выразительное чтение учениками | Отработка выразительного чтения стихотворения В. В. Маяковского. Анализ стихотворения. |
4 | 4. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | После выяснения того, что показалось непонятным или странным в содержании стихотворения, чем оно привлекло внимание, целесообразно выполнить задания: • Прочитайте строки, характеризующие лирического героя стихотворения В. Маяковского. Почему он вступает в разговор с солнцем и к чему приводит этот спор? • Можно ли сказать, что герой иронизирует над самим собой? Свой ответ подтвердите стихотворными строчками. • Какова роль неологизмов, употреблённых Маяковским? В чём особенность ритма стихотворения? Приведите примеры необычных рифм, привлёкших ваше внимание. • В чём заключается девиз поэта и солнца? Как вы понимаете его? • Сделайте вывод о том, что составляет содержание стихов и служит источником поэзии. • Какие из прочитанных вами стихотворений посвящены теме поэтического предназначения? Какое из них наиболее заинтересовало вас? Почему? Просмотр слайд-шоу. |
5 | 5. Итоговое задание | Учащиеся подчёркивают в рабочей тетради неологизмы, расставляют логические ударения, отмечают простые, неточные и составные рифмы. В завершение урока ученики выбирают небольшие фрагменты для чтения. После выполнения задания можно продемонстрировать слайд-шоу. |
6 | 6. Информация о домашнем задании | Продемонстрировать учащимся фрагмент авторского чтения либо дать школьникам послушать стихотворение в исполнении В. В. Маяковского. Домашнее задание: Подготовить более объёмный фрагмент для грамотного выразительного чтения. |