Урок 56. У. Голдинг. «Повелитель мух»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство с биографией У. Голдинга, изучение его романа «Повелитель мух»
Задачи урока
- Изучить некоторые факты биографии и судьбу У. Голдинга. Обсуждать и анализировать роман-притчу «Повелитель мух»
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Роман-притча, философский роман,
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Повторение пройденного | Опрос учащихся, проверяющий знание биографии и творчества Дж. Р. Р. Толкиена. Несколько учащихся по желанию или по выбору учителя зачитывают домашние сочинения |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя о биографии и творчестве У. Голдинга (см. учебник 2 ч. С. 213–216). |
3 | 3. Этап усвоения и первичного закрепления нового материала | Обсуждение содержания и художественных особенностей романа-притчи «Повелитель мух» с опорой на вопросы и интерактивные задания. 56_3_1.docx. Повторение определения притчи. Притча – это рассказ в аллегорической форме, заключающий в себе нравственное поучение. – Вспомните произведения, в которых герои оказываются на необитаемом острове. Чем отличаются от героев тех произведений персонажи «Повелителя мух»? – Почему поначалу милые и благовоспитанные, похожие друг на друга ребята так по-разному проявляют себя? – Вы заметили, как двое ребят выделились из общей массы и стали лидерами? Что общего между двумя лидерами и в чём их различие? Обязательна ли жёсткость в числе лидерских качеств? –b073865 –b073864 – 56_3_2.docx. – В «Повелителе мух» много описаний природы. (56_3_3.docx. ) – 56_3_4.docx – Как вы думаете, какую роль в романе со столь динамичным сюжетом играют описания природы? – 56_3_5.docx |
4 | 4. Этап закрепления пройденного. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Учащимся предлагается поразмышлять над проблемными вопросами по роману «Повелитель мух». – Что привело мальчиков к такому жестокому поведению и к таким трагическим последствиям? 1. – Критики много писали о романе «Повелитель мух». Один из них утверждал, например, что Повелитель мух оказывается тем странным, плохо угадываемым страхом, тяжёлым предчувствием, которое таится в душе каждого мальчика. Каждый должен стать повелителем собственной души, а не роящихся вокруг мертвечины мух — вот какую авторскую идею раскрывает этот ужасный и таинственный образ. Согласны ли вы с таким пониманием романа? 2. Послужит ли происшедшее уроком для оставшихся в живых мальчиков? Обоснуйте своё мнение. |
5 | 5. Информация о домашнем задании | 1. Подготовиться к итоговому уроку по разделу «Из зарубежной литературы». 2. Индивидуальные задания для групп учащихся. 1) Группа Данте. – Подготовить сообщение об Италии времён Данте. Рассказать о политической ситуации, культуре и искусстве этой эпохи. – Как известно, «Божественная Комедия» – не только философское, но и сатирическое произведение, в котором Данте изобразил и своих знакомых, и врагов и политических оппонентов. Подготовьте доклад «Исторические личности в "Божественной Комедии" Данте». Не забудьте указать на причины, по которым то или иное лицо оказалось выведенным в произведении. 2) Группа Шекспира. – Подготовить сообщение об Англии времён Шекспира. Рассказать о политической ситуации, культуре и искусстве эпохи Возрождения. Особое место в рассказе отвести театру времён Шекспира. – Подготовить небольшую инсценировку одной из сцен трагедии «Ромео и Джульетта». (Это задание может быть дано нескольким группам учащихся.) 3) Группа Гёте – Подготовить сообщение о Германии времён Гёте, о современниках, друзьях поэта. Особое место в рассказе отвести противостоянию романтизма («Буря и натиск») и реализма в искусстве и, в частности, в творчестве Гёте. – Подготовить сообщение «Легенда о Фаусте и её воплощение в творчестве писателей, художников и музыкантов разных эпох». 4) Группа Толкиена – Подготовить сообщение об Англии времён Толкиена, о современниках, друзьях писателя. Обратить внимание на то, какое влияние оказала ситуация в мире на творчество писателя. – Подготовить сообщение о жанре фэнтези в современной мировой литературе. Проследить влияние трилогии Толкиена «Властелин Колец» на последующие произведения этого жанра. 5) Группа Голдинга Подготовьте небольшую сценку на тему «На необитаемом острове». Представьте, что небольшая группа ваших одноклассников оказалась на необитаемом острове, как герои романа Голдинга. Как распределились бы роли в новом «сообществе»? Как повёл бы себя каждый член группы? Кого вы избрали бы лидером? Как постарались бы избежать конфликтов. Как вам кажется, сумеете ли вы справиться с тяжелой ситуацией лучше героев романа «Повелитель мух»? |