Урок 55. В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство учащихся с биографией В. Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского»
Задачи урока
- Осветить факты биографии В. Г. Распутина, его творческие принципы. Читать, обсуждать и анализировать рассказ «Уроки французского»
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
рассказ, автобиографическое произведение, рассказчик
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя: знакомство с биографией В. Г. Распутина (На материале учебника: 2 ч. С. 230–231, МП стр. 202). Подкрепляется изображениями и цитатами объекта. |
2 | 2. Усвоение нового материала, работа с текстом | Чтение фрагментов рассказа. Знакомство с историей создания рассказа. Повторение понятия автобиографическое произведение (произведение, в основе которого лежат события из жизни автора). Обсуждение темы и идеи рассказа. – Что такое духовная память, духовные опыт человека? – Что заставило В. Г. Распутина написать рассказ «Уроки французского»? – Когда Валентина Распутина спросили однажды о том, какие качества он больше всего ценит в людях, писатель ответил: «Доброту, несуетность, совестливость и чувство невольной вины и ответственность за всё, что происходит в мире». Кто из героев рассказа близок к этому писательскому идеалу? – Какие качества главного героя привлекли вас? Какие поступки мальчика вы не хотели бы повторить? – Рассказ начинается с вопроса: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?» Как вы думаете, почему? И что это за вина? |
3 | 3. Этап первичного закрепления и рефлексия учебной деятельности | Фронтальная беседа: обсуждение рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Вопросы и задания: – Что мы узнаём о герое-рассказчике? Слышим ли мы за голосом рассказчика, голос взрослого автора? Найдите эти моменты. – Почему мальчик был вынужден уехать из дома? (В деревне была только начальная школа, а ему надо было учиться дальше). С какими трудностями он столкнулся (тоска по дому, голод) и как справлялся с ними? – Можно ли по первым страницам рассказа представить, какими были послевоенные годы? – Найдите в рассказе несколько разных описаний главного героя. Как изменяется портрет главного героя и от чего он зависит? Можно ли сказать, что герой изменяется не только внешне, но и внутренне? Какие события изменили душу мальчика, закалили его характер, сделали добрее и участливее к людям? – Найдите в рассказе эпизод драки и выразительно его прочитайте (со слов «Я только что опять угодил на деньги» и до слов «…горько, навзрыд заплакал»). Как раскрывает писатель характер мальчика? (Несмотря на тяжёлую обиду, во время драки мальчик не переставал выкрикивать «Перевернул!») – Лидия Михайловна – одна из тех, кто помог маленькому мальчику стать образованным человеком. Молодая учительница старалась не только научить мальчика французскому языку, но и по-человечески обогреть его, поддержать. Почему же мальчик больше всего на свете не хотел, чтобы его «жалели», «подкармливали», и отказывался от помощи? О каких человеческих качествах это говорит? – Почему помощь учительницы оказывается причиной её отъезда? Каким выглядит в этом эпизоде директор школы? Как выражает своё отношение к директору рассказчик? |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Решить кроссворд. 2. Подумать над словами Лидии Михайловны из рассказа «Уроки французского»: 1) «Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому». 2) «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребенком». Как вы понимаете эти слова? 3. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «В. Г. Распутин. Рассказ "Уроки французского"» |