Урок 51. Обобщение знаний о поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Проверить усвоенные учащимися знания о поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Задачи урока
- Читать и обсуждать главы поэмы «Бой в болоте», «Смерть и воин». Подвести итог изучению поэмы «Василий Тёркин», доказать, что Василий Тёркин – собирательный русский национальный характер. Провести итоговую работу по данной теме. Инсценировать главу поэмы «Два солдата».
Виды деятельности
-
Самостоятельная работа, обсуждение проблемных вопросов, театральная инсценировка произведения
Ключевые понятия
-
Национальный характер, герой, эпитет, метафора, рефрен, стихотворный размер, рифмовка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Закрепление и обобщение изученного материала | Выразительное чтение и обсуждение глав «Бой в болоте», «Смерть и воин». – Что комического и что трагического в главе «Бой в болоте»? Как вы думаете, почему местом действия выбран маленький «населённый пункт Борки»? – Сопоставьте главу «Бой в болоте» со стихотворением А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом». – Как сочетаются историческая действительность и художественный вымысел в поэме? Рассмотрите с этой точки зрения главу «Смерть и воин». – Что объединяет главы «Гармонь» и «Смерть и воин»? Какая из них больше похожа на притчу? – Прочитайте по ролям диалог Тёркина со Смертью. Почему солдат оказался сильнее Смерти? Как эта глава помогает понять основной смысл произведения? – Подведите итог: о каких эпизодах из жизни Василия Тёркина читатель узнаёт в поэме? На какие личностные качества героя автор обращает внимание в каждой главе? – Составьте биографию Тёркина и подумайте, меняется ли герой с течением времени. (При наличии времени можно обсудить вопросы рубрики «Давайте поспорим» стр. 189–190) – Можно ли сказать, что герой олицетворяет собой народ? (См. строки: В бой, вперёд, в огонь кромешный Он идёт, святой и грешный Русский чудо-человек.) – Какие черты характера Тёркина можно назвать национальными чертами? В итоге учащиеся должны сделать вывод, что Василий Тёркин – собирательный русский национальный характер и к финалу повествования образ героя обретает всё большую самостоятельность, независимость от автора и всё больше сливается с образом народа. |
2 | 2. Проверка усвоения материала. Итоговая работа. | Выполнение учащимися итоговой работы по теме «Поэма А. Т. Твардовского "Василий Тёркин"» |
3 | 3. Проверка индивидуального домашнего задания | Учащиеся разыгрывают подготовленную дома сценку «Два солдата». |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Написать сочинение «Образ героя поэмы А. Т. Твардовского "Василий Тёркин"» 2. Прочитать рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека». |