Урок 50. Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Анализировать различные речевые формы запретов; повторить функции букв е, ю; учить самоконтролю на основании сопоставления собственных ответов с приведёнными в учебнике; закрепить умение задавать вопросы к словам; отработать порядок действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, речевой этикет, постановка вопроса у слову, работа в паре, самоконтроль, словарные слова, имена собственные, правописание имён собственных, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Рубрика «Давай подумаем» в учебнике организует наблюдение за различными формами речевого выражения запретов; предлагает определить ситуации, в которых возможно употребление тех или иных форм запретов. Выполняется фронтально. Приведённые в упражнении предложения, выражающие запреты, читают ученики. При выполнении данного упражнения важно обратить внимание учеников на различие ситуаций, в которых может прозвучать запрет. Важно, чтобы ученики поняли, что, например, в ситуации, когда кто-то пытается взять конфету из вазы, запрет Быстро убери руки! Звучит грубо и нарушает нормы речевого поведения, но тот же запрет в критической ситуации (желание прикоснуться к оголённому электрическому проводу, погладить незнакомую собаку и т. п.) допусти́м, так как предостерегает от опасности. В то же время ученики должны выявить вежливые запреты: Будьте добры, не подходите близко к клетке! Я очень прошу тебя так не делать — и стремиться использовать их в своей речи |
3 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 3 в рабочей тетради — наблюдение за группами родственных слов, закрепление умения определять, на какой вопрос отвечает слово. Возможны два пути выполнения: последовательно работать со словами-подсказками, определяя место записи каждого, или работать с группами родственных слов, подбирая из слов-подсказок нужные слова для заполнения строчек. На данном этапе предпочтительнее организовать работу по группам родственных слов. Во время проверки учитель предлагает учащимся обратить внимание на то, что общая часть в словах крикливый, кричать различается последней буквой (чередование в корне — -крик- / -крич-). В слове ночь после ч (на конце слова) пишется мягкий знак, а в слове ночной — нет. С правописание сочетаний чк, чн дети познакомились на уроке 43, а в правописанием таких слов, как ночь, дочь и др., познакомятся во 2 классе. Дополнительные вопросы 1. Что объединяет слова в столбиках? (Отвечают на один и тот же вопрос.) 2. Что объединяет слова в строчках? (Это родственные слова.) |
4 | 7. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 (язык; трудное) в учебнике — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся аналогично упражнениям из предшествующих уроков |
5 | 8. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
6 | 9. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений, отработка написания предлагаемых буквосочетаний за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. На первой строчке также прописываются буквосочетания, в которых встречается отрабатываемый образец: ех, еж, ез, при этом не требуется написание этих буквосочетаний за одно движение |
7 | 10. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — повторение правила написания заглавной буквы. Выполняется письменно, самостоятельно с последующим обсуждением результатов. Для предупреждения возможной ошибки учитель обращает внимание на слово вылепила и просит назвать возможные варианты заполнения пропуска. Слабых учеников надо попросить провести линии от слов к нужным строчкам и поднять руку после завершения работы. Вписывать слова учитель разрешает только после проверки: такая форма организации работы поможет избежать ошибок |
8 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — отработка написания словарных слов в процессе работы с кроссвордом. Выполняется письменно, в парах. Ответы: 1. Картина. 2. Медведь. 3. Москва. 4. Ребята. 5. Город. 6. Спасибо. 7. Деревня. При проверке нужно проследить, чтобы слово Москва было написано с заглавной буквы |
9 | 13. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 7 в рабочей тетради — отработка умения выбрать подходящее слово речевого этикета. Начинается с фронтального обсуждения, продолжается как самостоятельное: ученики вписывают слова. Дополнительный вопрос. Какие ещё вежливые слова вы знаете? |
10 | 14. Дополнительный материал | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 8 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Учитель обращает внимание учащихся на постановку знаков препинания и на написание слов: (на) арену, цирк, костюмы, канаты, оркестр. По своему усмотрению учитель дифференцирует объём выполнения упражнения в зависимости от темпа работы класса. Возможная трудность. Чтобы предупредить ошибки в написании слов воздушные, гимнасты, серебристые, засветились, заискрились, уцепились, подниматься, целесообразно до начала списывания попросить учащихся подчеркнуть «опасные» места, разделить слова на слоги, прочитать ещё раз и при списывании обратить на них особое внимание |
11 | 15. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |