Урок 5. «Стихотворения о Родине». Литературное слушание. Е. Серова «Мой дом»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Воспитывать чувство причастности к своему народу, стране, её истории.
- Познакомить с понятием «стихотворение» (жанр).
- Расширять читательский опыт.
- Учить ориентироваться в учебной хрестоматии и рабочей тетради (обложка, содержание, условные обозначения, памятки)
Виды деятельности
-
Выделять и называть фамилию автора и заголовок произведения.
Выделять слова и предложения, говорящие об отношении автора к Родине.
Высказывать своё отношение к Родине.
Ориентироваться в учебной хрестоматии и рабочей тетради
Ключевые понятия
-
Тема, жанр, автор, стихотворение, Е. Серова
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта. | Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок, который называется «Литературное слушание». Проводить мы его будем раз в неделю. И на этих уроках мы будем знакомиться с детскими книгами и слушать замечательные произведения писателей и поэтов. Помогать нам на уроках слушания будет учебная хрестоматия. (Если в классе у учеников есть учебные хрестоматии и рабочие тетради, то предлагается рассмотреть их.) |
2 | 2.1. Обогащение читательского опыта | Учитель. Перейдём к работе с произведением. Послушайте. (Учитель читает произведение. Если у учащихся есть учебные хрестоматии, то они закрыты.) Первичная беседа Учитель. Ребята, понравилось ли вам произведение? Что понравилось? А что нет? Моделирование (на первых уроках важно ознакомить учеников с алгоритмом моделирования) Учитель. Возьмём лист бумаги и покажем, что вы слушали. (Дети берут свои листочки и располагают их вертикально.) Договоримся, что, когда мы слушаем или читаем стихотворение, будем рисовать треугольник. Вот так. (Учитель на доске, а дети на своих листочках рисуют треугольник.) Покажите. (Ученики показывают.) О чём это стихотворение? (Дети высказывают свои предположения.) Правильно. Это стихотворение о Родине. А как это показать на моделях? Договоримся: если мы читаем или слушаем произведение о Родине, то будем закрашивать значок на модели красным цветом. (Все закрашивают красным цветом.) Почему мы выбрали для стихотворения, которое вы слушали, красный цвет? (Ученики объясняют.) А кто написал это стихотворение о Родине? Вы не знаете, а я вам скажу. Это стихотворение написала Екатерина Серова. Давайте покажем на модели. Фамилию автора договоримся показывать красной рамочкой в верхней части модели. Вот так. (Учитель показывает, как это надо сделать.) Какое слово здесь спряталось? (Фамилия автора.) Прочитаем. Поставьте пальчик и вместе со мной прочитайте: «Серова. Это фамилия поэта». А как может называться стихотворение? (Дети подбирают варианты заголовков.) Екатерина Серова озаглавила своё стихотворение «Мой дом». Как вы думаете, почему? Послушайте. (Учитель читает строки «У меня есть родной, удивительный дом…».) Покажем на модели заголовок. Нарисуем внизу синюю рамочку. Это заголовок. Какой заголовок здесь спрятался? Прочитаем |
3 | 2.2. Обогащение читательского опыта | Учитель. Мы познакомились со стихотворением Екатерины Серовой «Мой дом». Давайте его послушаем ещё раз. Как автор говорит о доме? (Нет стен, голубой потолок…). Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (Ученики обосновывают свои ответы.) Чему удивляется автор? (Ответы детей.) Прочитайте слова. (Упражнения в чтении для учеников, которые владеют чтением.) А каким вы представляете себе этот удивительный дом? Нарисуйте. (На обратной стороне листочка ученики рисуют.) |
4 | 2.3. Обогащение читательского опыта | Учитель. Обратите внимание на пословицы. Объясните их значение. Подходят ли они к нашему стихотворению? Докажите |
5 | 3. Обобщение изученного | Учитель. Подведём итог нашего урока. Что вы сегодня слушали? (Стихотворение.) О чём это стихотворение? (О Родине.) Кто написал это стихотворение? Проговорим ещё раз фамилию автора. (Серова.) Покажем заголовок и прочитаем: «Мой дом». Хором все вместе проговаривают: «Сегодня мы познакомились со стихотворением о Родине Екатерины Серовой «Мой дом». Каждый урок литературного слушания заканчивается изготовлением книжки-самоделки, обложку которой делает учитель, а страницами книжки будут листочки, на которых дети работали в течение урока. Книжка подписывается учителем: кто и когда создал эту книжку-самоделку. Таким образом создаётся «библиотечка развития». Эта первая книжка встанет на полку в «уголке чтения» |
6 | 4. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Учитель. Рассмотрите книги на нашей выставке. Возьмите или найдите книгу о Родине и рассмотрите её |