Урок 5. Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Продолжить знакомить с использованием этикетных слов в речи; повторить знаки конца предложения; познакомить со словами, отвечающими на вопросы «кто?» и «что?».
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, речевой этикет, слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?», знаки препинания в конце предложения, словарные слова, порядок действий при списывании, звуковой анализ слова, звуковая модель слова, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. Уроки 3—6 объединены общей темой «Добрые слова» (этикетные слова приветствия, прощания, извинения, благодарности). Важно, чтобы в ходе каждого урока — при выполнении какого-то из заданий, обсуждении проблемного вопроса или в конце урока — учитель формулировал установку на необходимость использования этикетных слов: «Добрые слова помогают соблюдать правила общения (приветствие, благодарность, извинение). Вежливый человек всегда использует в своей речи добрые (вежливые) слова» |
2 | 2. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — повторение материала предыдущих уроков. Текст стихотворения читает учитель. Отвечая на вопрос к тексту, ученики могут использовать в предложениях не только слово пожалуйста (это определено текстом стихотворения), но и слова будь добр (о возможной замене напоминает учитель). |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Словарное слово пожа́луйста. При работе со словарными словами как в 1 классе, так и в последующих учитель использует те методические приёмы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т. п. Место работы со словарными словами (начало, середина, конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Выполняется фронтально упражнение 4 (язык) в учебнике — подготовка к знакомству со словами, отвечающими на вопросы «кто?» и «что?» (с опорой на речевой опыт учащихся). Важно обратить внимание учеников на то, что в «подсказках» есть слова, которые не подходят по смыслу к тексту из упражнения 3, однако и они могут отвечать на вопросы «кто?» или «что?». При выписывании слов, отвечающих на вопрос «кто?», ученики должны руководствоваться памяткой порядка действий при списывании. |
5 | 5. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» в учебнике знакомит со словами, отвечающими на вопросы «кто?» и «что?». Материал рубрики читает или пересказывает своими словами учитель. Категорически запрещается предлагать ученикам самостоятельно читать текст рубрики. Для лучшего понимания материала рубрики можно записать на доске по столбикам слова смысловых групп «люди», «звери», «птицы» и т. д., а затем попросить учеников дополнить столбики своими примерами. Вариант проведения. В классах, где учащиеся испытывают трудности в изучении русского языка, необходимо разобрать материал данной рубрики, опираясь на вопросно-ответную форму, например: Крокодил живёт в Африке. — Кто живёт в Африке? Журавли улетают на юг. — Кто улетает на юг? Свете подарили альбом. — Что подарили Свете? Миша не любит кашу. — Что не любит Миша. И т. п. После отработки этого этапа следует попросить учеников самостоятельно задавать вопросы к предложениям, которые произносит учитель, например: Серёжа прочитал книгу. — Задайте вопрос к слову Серёжа, а затем к слову книга. (Кто прочитал книгу? Что прочитал Серёжа?) Повар сварил компот. — Задайте вопрос к слову повар, затем к слову компот. Паук сплёл паутину. — Задайте вопрос к слову паук, затем к слову паутина и т. д. Вопросы и слова-ответы учитель записывает на доске |
6 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | При необходимости перед выполнением следующих упражнений с учениками можно повторить порядок действий при списывании |
7 | 7. Первичное закрепление материала | Выполняется фронтально упражнение 5 (язык) в учебнике — закрепление материала предшествующей рубрики, отработка порядка действий при списывании. Не рекомендуется для самостоятельной работы даже сильным ученикам. В классах с невысоким уровнем подготовленности учеников учитель, опираясь на ответы учащихся, выписывает на доске слова, отвечающие на вопрос «что?», затем ученики списывают эти слова с доска: книга, дверь, голос, тетрадь, окно. Возможная трудность. Слово голос употребляется в первую очередь по отношению к человеку, и ученики могут ошибочно задать к нему вопрос «кто?». Однако вопросно-ответная форма поможет учителю избежать указанного затруднения: «У Оли был звонкий голос. — Что было у Оли?» Для сравнения предложить: «У Оли жил попугай. — Кто жил у Оли?» |
8 | 8. Первичное закрепление материала | Выполняется фронтально упражнение 4 в рабочей тетради — отработка умения задавать вопрос к слову. Выполняется письменно, самостоятельно. Если учитель считает целесообразным, можно до начала самостоятельного выполнения устно в ходе фронтальной работы задать вопрос к каждому слову. Дополнительное задание. Подобрать ещё одно слово для второго столбика |
9 | 9. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
10 | 10. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 2 в рабочей тетради — совершенствование графического навыка. Учитель просит назвать первый элемент на первой строке (длинная наклонная линия с закруглением внизу влево), назвать местоположение точка начала написания элемента, направление движения, место изменения траектории движения, место завершения написания элемента, продиктовать всю последовательность действий при написании элемента. Вариант полного ответа: «При написании длинной наклонной линии с закруглением внизу влево ставлю ручку ровно посередине между верхней линией рабочей строки и линией, ограничивающей высоту строчных букв, начинаю вести наклонную линию вниз и, не доводя до нижней линии рабочей строки, начинаю закругление влево, касаюсь нижней линии рабочей строки, вывожу закруглённую линию вверх и останавливаюсь, отрываю ручку от листа». Учащиеся должны заметить, что данный элемент является первым элементом написанных после него букв. На следующей строчке идёт отработка букв, которые учащиеся начальной школы иногда склонны смешивать. Важно проговорить, чем похожи буквы и чем они различаются. Количество линий перед буквами Г, П и Т указывает на количество вертикальных линий в составе буквы. Последнюю строчку учитель использует по собственному усмотрению в зависимости от особенностей класса. Вариант выполнения. Сравнить отрабатываемый элемент и первый элемент заглавных букв А, Л, М |
11 | 11. Дополнительный материал | Выполняется фронтально упражнение 3 в рабочей тетради — совершенствование проведения звукового анализа. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой. В ходе проверки важно попросить объяснить, в чём причина ошибки у тех учащихся, которые составили неверные модели. Вариант выполнения. В классах с большим количеством учащихся, испытывающих трудности, выполняется фронтально с подробным комментированием. |
12 | 12. Дополнительный материал | Звуковая модель слова |
13 | 13. Дополнительный материал | Звуковая модель слова |
14 | 14. Дополнительный материал | Выполнение упражнения 6 в рабочей тетради — закрепление действия списывания. Перед самостоятельным списыванием целесообразно в ходе фронтальной устной работы поставить ударение, разделить слова на слоги. Дополнительное задание. После записи текста предложить ребятам вспомнить «добрые» слова, а потом записать эти слова на оставшихся строчках (параллельно делается запись на доске) |
15 | 15. Дополнительный материал | Рубрика «Переменка» в рабочей тетради. Ребус с использованием запятых вводится впервые, поэтому нужно объяснить, что в ребусах запятая используется как знак исключения буквы. Если стоит одна запятая, исключается одна буква, если две — две буквы и т. д. Если запятая стоит перед словом, исключается первая буква, если после слова – последняя. Дальше можно дать ученикам время попробовать разгадать ребус, а потом попросить отгадавшего выйти к доске и объяснить способ решения. Если никто не догадается, учитель сам показывает принцип решения: пишет ТИ, потом ГРИБ, зачёркивает две последние буквы в слове гриб, просит прочитать, что получилось. В результате разгадывания ребусов получаются слова тигр, витрина |
16 | 16. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |