Урок 5. Понятие о бессоюзном сложном предложении со значением пояснения
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Помочь учащимся практически усвоить понятие «бессоюзное сложное предложение со значением пояснения»
Задачи урока
- Вырабатывать у учащихся:
- понимание структурных и семантических особенностей бессоюзных сложных предложений со значением пояснения, умения их правильно интонировать и соблюдать в практике письма основные правила пунктуации
Виды деятельности
-
Определять структурные и семантические признаки бессоюзных сложных предложений со значением пояснения, опознавать такие предложения в тексте, отграничивать предложения данного вида от других бессоюзных сложных предложений
Ключевые понятия
-
Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения, его предикативные части, интонация бессоюзного сложного предложения со значением пояснения
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация прежних знаний | В начале урока выполняется проверка упражнения 149.1 из рабочей тетради. Переходя к теме урока, учитель напоминает, что в бессоюзных сложных предложениях со значением пояснения вторая часть разъясняет, конкретизирует содержание первой; между ними можно вставить пояснительный союз а именно. |
2 | 2. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Переход к теме урока, отбор и обобщение семантических и структурных признаков бессоюзных сложных предложений со значением пояснения производится в сопоставлении с бессоюзными сложными предложениями со значением причины. |
3 | 3. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Практическое знакомство с бессоюзными сложными предложениями со значением пояснения производится на основе отграничения их от бессоюзных сложных предложений со значением перечисления и причины. |
4 | 4. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Отработка правил орфографии и пунктуации: постановка двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения со значением пояснения и запятой — между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления. |
5 | 5. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Осознание необходимости анализа смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения для верной постановки знаков препинания. |
6 | 6. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Пунктуационный анализ текста. Верное интонирование бессоюзных сложных предложений со значением причины. |
7 | 7. Этап закрепления и первичной проверки | Выполнение упражнений по учебнику: из упр. 279 выписать бессоюзные сложные предложения со значением пояснения и выполнить их синтаксический разбор. |
8 | 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Подведение итогов занятия: дать целостную характеристику бессоюзных сложных предложений со значением причины. |
9 | 9. Информация о домашнем задании |