Урок 49. А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство с поэмой А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Задачи урока
- Повторить биографию А. Т. Твардовского, читать, анализировать и обсуждать его поэму «Василий Тёркин». Повторить понятие поэмы.
Виды деятельности
-
Выразительное чтение, прослушивание аудиоматериалов, просмотр изображений, работа с текстом, беседа, выполнение интерактивных заданий, обсуждение проблемных вопросов
Ключевые понятия
-
Поэма, жанр, герой, композиция, завязка, кульминация, развязка, рефрен
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания. | Проверка домашнего задания: выполнение интерактивных заданий на знание биографии и творчестве А. Т. Твардовского – коллективно или индивидуально, несколькими учащимися, на оценку. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя об истории создания и художественных особенностях поэмы «Василий Тёркин» (на материале учебника, ч. 2, стр. 123–127 и МП, стр. 180–181), подкрепляется цитатами и изображениями объекта. Обсуждение жанрового своеобразия произведения. Как вы поняли определение жанра «Книга про бойца», данное автором? (Комментарий о жанровом своеобразии: Жанровое определение произведения «Василий Тёркин», данное самим автором, – «Книга про бойца». При этом допустимо определение «поэма». Поэма – это лиро-эпический жанр, крупное по форме стихотворное сюжетно-повествовательное произведение. «Василий Тёркин» – это сплав лирики и эпоса. В этом произведении, написанном в стихах, есть сюжет, в каждой главе есть завязка, кульминация и развязка. В единое целое главы объединяет тема войны, лейтмотивом становятся строки рефрена, образ автора и образ главного героя, в котором отражаются лучшие черты национального русского характера. Подробнее см. МП Б.А. Ланина. с. 179–180) Обсуждение главного героя поэмы. – Какие ассоциации вызывает у вас имя героя? Почему, на ваш взгляд, герой назван именно так? Какие пословицы и поговорки вспоминаются вам в связи с фамилией Тёркин? – Как вы думаете, почему в качестве персонажа выбран пехотинец? Оправдывает ли он свою фамилию? – Каким образом автор подчёркивает, что его герой – такой же, как все? Приведите примеры из текста, рисующие Тёркина как обычного солдата. Чем он, по-вашему, отличается от простого бойца? – Просмотр иллюстраций |
3 | 3. Этап усвоения и закрепления материала. | Анализ и обсуждение глав поэмы: «На привале» и «Переправа». Учащиеся слушают аудиозапись главы «На привале» Затем выразительно читают вслух главы «На привале» и «Переправа». – Какова, по-вашему, роль главы «На привале»? Подтвердите ваше предположение. – (Какой рефрен связывает отдельные главы произведения? Каково его значение для понимания смысла произведения?) – Каково отношение автора к солдатам в главе «Переправа»? В каких строках оно выражено ярче всего? – На какие композиционные части делит рефрен главу «Переправа»? С какой интонацией следует произносить эти строки? Меняется ли она? Аргументируйте свой ответ. – Проанализируйте в одной из глав изображение бытовых деталей, подробностей, без которых была бы неполной и картина войны, и характер героя. – Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для описания трагической гибели солдат во время переправы? – Обратите внимание на ритм произведения. |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Ю.М. Непринцев, художник, написавший картину «Отдых после боя», рассказывал, что центральной фигурой он задумал именно Василия Тёркина, и долго не мог подобрать нужный облик, пока не пришел к такому решению: «Я понял, что необходимо создать собирательный образ, что это совершенно закономерно, и я объединил в Тёркине черты, подмеченные у многих разных людей, стараясь воссоединить их в единое целое». Как мысли художника соотносятся с замыслом поэта? Найдите репродукцию картины Ю.М. Непринцева и иллюстрации О.Г. Верейского. Какой облик героя, на ваш взгляд, более удачен? Какие черты героя поэмы изобразили художники? 2. Выучите фрагмент поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». 3. Прочитайте главы «О награде», «Кто стрелял?», «Гармонь», «Два солдата», «О себе». |