Урок 48. Сравниваем
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Познакомить с различными ситуациями, в которых производится сравнение результатов действий (сложения, вычитания, умножения, деления).
Задачи урока
- Учить составлять разные задачи по рисунку в соответствии с записью решения; выполнять задания по инструкции.
- Обсуждение: выбор и проверка основания для сравнения, объяснение хода выполнения задания на конструирование.
Виды деятельности
-
Сравнивать математические выражения. Проверять правильность составления задачи по записи. Объяснять ход выполнения задания на конструирование.
Ключевые понятия
-
сравни
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Моделирование сюжетной ситуации. Сравнить на каком столе чашек больше или меньше |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Моделирование сюжетной ситуации. Сравнить на каком столе чашек больше или меньше. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Моделирование сюжетной ситуации. Разложить фишки по заданию. Сравнить каких фишек больше или меньше. |
4 | 4. Целеполагание | Составить с помощью фишек модель к каждой записи, сравнить число фишек, сделать вывод, на пример: «По три фишки три раза больше, чем по две фишки четыре раза». При выполнении задания предложите ученикам самим выбрать основание для сравнения. Но даже если у учеников получится выполнить сравнение в уме, покажите ход работы с помощью фишек. Вы можете также представить вместе с вашими учениками каждое предложение в виде числовой записи и назвать предложение, у которого результат больше (в соответствии с вопросом задания). Рассмотреть первый рисунок, сравнить число яиц слева и справа, сделать вывод, объяснить его, вписать нужное слово. Выполнить аналогичную работу со вторым рисунком. |
5 | 5. Открытие новых знаний | Высказать предположение («Я думаю, что столбцы с одинаковыми действиями — …»; «Я думаю, что столбцы с одинаковыми результатами — …»). Проверить предположение с помощью вычислений. В задании основание для сравнения числовых выражений уже предложено (действие или результат). У учеников могут возникнуть трудности с запоминанием результата и с повторным анализом столбцов, имеющих сразу два общих свойства. В первом случае можно воспользоваться карточками с числами (к каждому числовому выражению подобрать результат). Во втором случае предложите, например, найти общее свойство первого и третьего столбцов. Прочитать и дополнить записи числами, выражающими результат сравнения (заполнить первые две клетки). Дополнить числами предложение «Если у Оли на 1 конфету больше, чем у Нины, то у Нины на 1 конфету меньше, чем у Оли». Составить другие пары предложений. |
6 | 6.1. Первичное закрепление | Рассмотреть рисунок, выбрать карточку с записью и придумать вопрос, составить задачу с этим вопросом. Выполнить задание по инструкции. Использовать фишки. Вставить карточки с числами, записать решение. |
7 | 6.2. Первичное закрепление | Послушать задачу, рассказать, как решить её с помощью фишек. Ответить на вопросы. Подобрать к каждой записи карточку с фишками. |
8 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Выполнить задание по инструкции учителя. Составить свою инструкцию для работы. Вариант инструкции учителя: выложить фигуры из набора «Цветные фигуры», слушать и выполнять действия с фигурами; ответить на вопрос «Какую фигуру мог взять Олег?» (найти два решения); назвать фигуры, которые останутся. Вариант инструкции ученика: выложить фигуры из набора, взять большой красный пятиугольник, взять маленький зелёный пятиугольник, найти квадраты и отложить в сторону (их нельзя брать), взять ещё одну фигуру (маленький красный круг или большой зелёный круг). Прочитать (послушать) и решить задачи, придумать свою задачу. Моделирование сюжетной ситуации. Выбрать карточки с числами и дополнить записи. |
9 | 8. Итог урока | Выбрать фигуру, рассказать, как её составить, выполнить задание с помощью набора «Уголки». При выполнении задания предложите одной группе детей сложить жёлтую и синюю фигуры (рисунок уже является инструкцией к выполнению), другой — зелёную и красную (нужно самостоятельно придумать инструкцию по составлению фигур) и т. д. Вставить карточки со знаком действия. |