Урок 47. Поэзия А. Т. Твардовского
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Обсуждение и анализ стихотворений А. Т. Твардовского
Задачи урока
- Познакомиться с биографией А. Т. Твардовского, проанализировать его стихотворения «Я убит подо Ржевом» и «Я знаю, никакой моей вины». Обсудить общие вопросы по теме «Военная лирика XX века»
Виды деятельности
-
Лекция, выразительное чтение стихотворения, прослушивание аудиоматериалов, просмотр изображений, работа с текстом, беседа, выполнение интерактивных заданий, обсуждение проблемных вопросов
Ключевые понятия
-
Военная тема лирический герой, лирический сюжет, композиция, интонация, метафора, эпитет, рефрен
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания. | Проверка домашнего задания: учащиеся читают стихотворения наизусть, обращая внимание на правильную расстановку логических ударений, интонацию. |
2 | 2. Повторение пройденного материала | Учащиеся рассказывают, какие факты биографии А. Т. Твардовского им запомнились. В случае необходимости учитель дополняет их (см.учебник, ч. 2, стр. 111–112), подкрепляет цитатами и изображениями объекта. Далее следует знакомство со стихотворением «Я убит подо Ржевом». Аудиозапись стихотворения предваряется короткой справкой о Ржевской битве и сопровождается фотографиями времен войны. Послушав стихотворение, учащиеся по желанию или по выбору учителя сами читают фрагменты стихотворения «Я убит подо Ржевом» и стихотворения «Я знаю, никакой моей вины» с выражением. |
3 | 3. Этап усвоения и закрепления материала | Анализ и обсуждение стихотворения «Я убит подо Ржевом» и стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…». – Какие строки стихотворения «Я убит подо Ржевом» произвели на вас наибольшее впечатление? Почему? – Кто является лирическим героем стихотворения? – Как меняется интонация стихотворения и с чем это связано? – Какая тема связывает стихотворение «Я убит подо Ржевом» и стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…»? – От чьего лица ведётся повествование? Как бы вы ответили на вопрос лирического героя? – В первоначальном варианте стихотворение заканчивалось словами: «Речь не о том. Но всё же… Что же всё же? Не знаю. Только знаю, в дни войны На жизнь и смерть у всех права равны». Почему Твардовский снял окончание стихотворения, во многом объясняющее его смысл? |
4 | 4. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Вопросы для обсуждения и обобщения изученной темы. – Какие чувства вызвали у вас стихотворения о войне? – Как проявляются в стихотворениях исповедальность и автобиографичность? – Какие мотивы, по-вашему, объединяют стихотворения о Великой Отечественной войне? Как они раскрываются разными авторами? – Как проявляется такая черта стихотворений как разговорная интонация и простота языка? Для каких авторов она наиболее характерна? – Можно ли назвать стихотворения о Великой Отечественной войне героическими? Поясните свою точку зрения. |
5 | 5. Информация о домашнем задании | 1. Большинство стихотворений поэтов военных лет печаталось во фронтовых газетах. Задание: Придумать вопросы, которые читатели могли бы задать автору через фронтовую газету. 2. Подготовиться к итоговой работе по теме «Военная лирика XX века». 3. Подумать над интерпретацией нескольких стихотворений по плану: 1) Краткая история создания стихотворения (если известна), в том числе как оно воспринималось современниками. 2) Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? 3) Каковы сюжет и лирический сюжет этого стихотворения? 4) Какие образы создаются в стихотворении (обратить особое внимание на контрастные и символические образы)? 5) Какие художественные приёмы использует автор для создания основных образов и отражения настроения героя? 6) Каким вам представляется лирический герой? Как проявляется автобиографичность произведения? 7) Какова тема и проблематика стихотворения? Что больше всего волнует автора? 8) Над чем вас заставило задуматься это стихотворение? |