Урок 46. И. С. Тургенев. Повесть Ася
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Изучение истории создания повести «Ася». Обсуждение и анализ содержания и творческих принципов автора
Задачи урока
- Познакомиться с историей создания повести «Ася», отвечать на вопросы по содержанию произведения. Проанализировать художественные особенности повести и их связь с основной мыслью произведения
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Повесть, герой, портрет, пейзаж, рамочная композиция
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания. | Учащиеся дают ответ на вопрос домашнего задания. Ответы могут различаться, поэтому отвечающий должен доказать свое мнение. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала. | Лекция учителя о повестях И. С. Тургенева и об истории создания повести «Ася» (см. учебник 2 ч. С. 86) |
3 | 3. Этап усвоения и первичного закрепления нового материала. | Обсуждение содержания и композиции повести «Ася». Фронтальная беседа по вопросам с опорой на интерактивные задания. – – Кто является рассказчиком в повести? Что вы можете сказать об этом человеке? Введение понятия рамочная композиция. Рамочная композиция, или обрамление – такое построение литературного произведения, при котором один рассказ заключён в другой. Как правило, в таких произведениях несколько рассказчиков и несколько временных планов. – Кем приходилась Ася Гагину? Как он к ней относился? – Играет ли Гагин важную роль в событиях повести? – Какое значение для событий повести имеет это его увлечение? – Какие события повести кажутся вам наиболее важными в сюжете? Что можно считать кульминацией? – Что можно сказать о главной героине? Чем она отличается от своего прототипа из реальной жизни? – Рассказчик говорит о переменчивости Аси. Найдите несколько разных портретов героини в повести и сравните их. Что изменяется? Почему? Что остаётся неизменным? – Как повлияли события повести на жизни героев? Какой вывод делает господин Н.Н., завершая свой рассказ? Согласны ли вы с ним? Как вы думаете, согласен ли со своим героем автор? Проявляется ли где-нибудь на страницах повести его собственное мнение? |
4 | 4. Этап усвоения и первичного закрепления нового материала. | Анализ языка повести И. С. Тургенева «Ася». Выявление художественных приёмов в тексте. – Какую роль играет пейзаж в повести? – – К какому литературному направлению вы отнесли бы повесть «Ася»? Какие черты других направлений в ней можно заметить? |
5 | 5. Информация о домашнем задании. | Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: 1. Кого из уже известных вам женских персонажей русской литературы напоминает Ася? 2. Прочитать статью Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous» 3. Подготовиться к самостоятельной работе «Жизнь и творчество И. С. Тургенева» |