Урок 45. Поэзия С. П. Гудзенко, С. С. Орлова, Давида Самойлова, Мусы Джалиля
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Обсуждение и анализ военной поэзии С. П. Гудзенко, С. С. Орлова, Давида Самойлова, Мусы Джалиля
Задачи урока
- Познакомиться с биографиями и творчеством С. П. Гудзенко, С. С. Орлова, Давида Самойлова, Мусы Джалиля, проанализировать их стихотворения, посвященные военной теме
Виды деятельности
-
Лекция, выразительное чтение стихотворения, прослушивание аудиоматериалов, просмотр изображений, работа с текстом, беседа, выполнение интерактивных заданий, обсуждение проблемных вопросов
Ключевые понятия
-
Военная тема лирический герой, лирический сюжет, художественная деталь, рефрен, антитеза, приём контраста, метафора, эпитет
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | Проверка домашнего задания: учащиеся читают стихотворения наизусть, обращая внимание на правильную расстановку логических ударений, интонацию. Также проверяются индивидуальные задания. |
2 | 2. Этап усвоения и закрепления материала | Биография и творчество каждого поэта на этом уроке обсуждается отдельно. В каждом блоке учитель просит учащихся по желанию рассказать о поэте, в качестве наглядных материалов используя мультимедийные объекты. Затем анализируется лирика поэта, читаются и комментируются стихотворения. Начинается обсуждение с биографии и творчества С. П. Гудзенко – Как объясняет лирический герой стихотворения С. Гудзенко утверждение о том, что самое страшное в бою – ожидание атаки? Какие чувства переданы в его монологе? – Определите, какие художественные приёмы использует автор. Подумайте, много ли слов используется в переносном, образном значении? За счёт чего достигается натуралистичность и эмоциональность произведения? – Сопоставьте стихотворения С. Гудзенко «Перед атакой» и Ю. Друниной «Я столько раз видала рукопашный…». Определите сходство и различия в изображении боя. Как соотносятся торжественность первой строки стихотворения Гудзенко и подчёркнуто натуралистические детали финала? |
3 | 3. Этап усвоения и закрепления материала | Биография и творчество С. С. Орлова. – Какая гипербола лежит в основе стихотворения С. Орлова? Как она соотносится с образом простого солдата «без званий и наград»? Какой подвиг, по-вашему, совершил неизвестный воин? – Критика упрекала С. Орлова в неоправданной «безысходной печали, порою переходящей в нытьё». В качестве примера называлось стихотворение «Его зарыли в шар земной…». Согласны ли вы с такой оценкой? Если нет, то что бы вы ответили оппонентам? Приведите аргументы, подтверждающие вашу позицию. |
4 | 4. Этап усвоения и закрепления материала | Биография и творчество Давида Самойлова. – «Где бы ни звучала эта строфа – на вечере поэзии из уст самого поэта, или на концерте художественной самодеятельности, или в Театре на Таганке, или в глубине нашей памяти, – за ней сразу встаёт Время. А ведь это только четыре строчки!» – пишет поэт Е. Евтушенко о первой строфе стихотворения Д. Самойлова «Сороковые». С помощью каких деталей поэт воссоздаёт военное время? Каким на фоне этого времени предстаёт лирический герой? |
5 | 5. Этап усвоения и закрепления материала | Методический комментарий: Биография и творчество Мусы Джалиля. – Какой изображена девушка-медсестра в стихотворении Мусы Джалиля «Смерть девушки»? Какие чувства вызывает она у автора? В чём, на ваш взгляд, заключается смысл жизни и бессмертия с точки зрения поэта? Вспомните высказывания Мусы Джалиля о жизни и смерти. – Какие картины противопоставлены друг другу в стихотворении Мусы Джалиля «Радость весны»? Как подобное сопоставление помогает понять идею стихотворения? |
6 | 6. Информация о домашнем задании | 1. Выучить понравившееся стихотворение наизусть. 2. Прочитать статьи в учебнике о А. А. Суркове и К. М. Симонове. |