Урок 45. И. С. Тургенев. Записки охотника
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Изучение истории создания цикла «Записки охотника». Обсуждение и анализ рассказов «Бирюк» и «Певцы»
Задачи урока
- Рассмотреть обстоятельства создания цикла «Записки охотника». Выявить художественные особенности этого сборника И. С. Тургенева. Проанализировать рассказы «Бирюк» и «Певцы»
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Цикл, рассказ, композиция, персонаж, рассказчик, пейзаж, параллелизм
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Этап усвоения нового материала. | Лекция учителя об истории создания цикла рассказов «Записки охотника» (см. учебник 2 ч. С. 62–63). В соответствующих местах подкрепляется материалами объекта. |
2 | 2. Этап усвоения и первичного закрепления нового материала. | Общие вопросы по циклу рассказов «Записки охотника». Обсуждение содержания и художественных принципов рассказа «Бирюк». Фронтальная беседа по вопросам с опорой на интерактивные задания. Что общего между рассказами? Можно ли сказать о сквозном сюжете этого цикла? Каким вы представляете себе охотника, от лица которого ведётся повествование? Как он относится к своим собеседникам-мужикам? – Почему Бирюк отпускает пойманного мужика: он пожалел его и посочувствовал его бедности? |
3 | 3. Этап усвоения и первичного закрепления нового материала. | Обсуждение содержания и художественных принципов рассказа «Певцы». Фронтальная беседа по вопросам с опорой на интерактивные задания. – Как связаны описания природы и внутреннего состояния героев в «Записках охотника»? – Перечитайте фрагмент с описанием природы и определите, какие художественные приёмы использует автор. – В «Записках охотника» случается немало драматических событий. Вспомните, в каких ситуациях закалялся человеческий характер и люди могли лучше узнавать себя. – Что в «Записках охотника» сближает, а что разделяет людей? – Каких персонажей вы могли бы назвать воплощением русского национального характера и почему? |
4 | 4. Информация о домашнем задании. | 1. Прочитать «Записки охотника» целиком. Ответить на вопрос: какие рассказы из них можно отнести к лирическим, а какие — к драматическим? 2. Прочитать повесть И. С. Тургенева «Ася». |