Урок 44. О жизни и творчестве А. П. Платонова. Сказка-быль «Солдат и царица»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Познакомиться с творчеством А. Платонова
Задачи урока
- 1. Изучить особенности сказки-были.
- 2. Проанализировать сказку «Солдат и царица».
- 3. Научиться составлять цитатный план.
Виды деятельности
-
Лекция, беседа, проверка знаний, пересказ
Ключевые понятия
-
Сказка-быль, Платонов
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Ребята вспоминают фразу писателя из учебника: ниспадающий список с высказыванием А. П. Платонова |
2 | 2. Выразительное чтение сказки учителем | Учитель выразительно читает сказку. Класс смотрит отрывок из фильма «Солдат и царица» (1968 год) |
3 | 3. Обсуждение сказки | Ученики пересказывают сюжет сказки. Отвечают на вопросы: 1. Чем необычна сказка? Какие похожие истории об обмене ролями вам известны? 2. Какие приметы народной сказки есть в этом произведении? 3. Каклй приказ отдала сапожница-царица? Смотрят отрывок из фильма |
4 | 4.1. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Ребята выполняют тестовое задание Отвечают на вопросы: 1. Почему солдат обратился за помощью к дураку? 2. Как ведут себя царица и сапожница, поменявшись местами? Сравните их. 3. Какими словами мы охарактеризуем царицу, какими — сапожницу? 4. Почему сапожница вернулась домой? 5. Почему царица не отменила указ сапожницы? |
5 | 4.2. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Ребята выполняют тестовое задание Отвечают на вопросы: 1. Почему солдат обратился за помощью к дураку? 2. Как ведут себя царица и сапожница, поменявшись местами? Сравните их. 3. Какими словами мы охарактеризуем царицу, какими — сапожницу? 4. Почему сапожница вернулась домой? 5. Почему царица не отменила указ сапожницы? |
6 | 5.1. Итоговое задание | В рабочей тетради учащиеся составляют цитатный план: один вариант — тезисный, второй вариант — вопросный. Планы сопоставляются. Рассуждают, почему это не просто сказка, а сказка-быль |
7 | 5.2. Итоговое задание | В рабочей тетради учащиеся составляют цитатный план: один вариант — тезисный, второй вариант — вопросный. Планы сопоставляются. Рассуждают, почему это не просто сказка, а сказка-быль |
8 | 6. Информация о домашнем задании | Ребята рассуждают, грустная это сказка или весёлая, откуда берётся зло в жизни людей Выполняют творческое задание: Выберите одного из персонажей и попробуйте изобразить (нарисовать или описать словами) его портрет — облик, характер, поведение. Классу демонстрируется рисунок Домашнее задание: 1. Подготовиться к уроку, посвящённому творчеству А. С. Пушкина (сказки, поэма “Руслан и Людмила”). 2. Прочитать повесть-сказку В. Г. Губарева «Королевство кривых зеркал» |