Урок 43. Тема «Произведения о природе». И. Соколов–Микитов «Зима в лесу». Дополнительное чтение. С. Есенин «Пороша»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- – Формировать умения читать вслух и про себя;
- – обогащать словарь детей словами по теме чтения;
- – знакомить с выразительными средствами языка;
- – учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование и т. п.);
- – знакомить на практике с типами текста (повествование, описание, рассуждение).
Виды деятельности
-
– Читать предложения, отрывки из изучаемых произведений вслух и про себя;
– отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников;
– передавать интонацией своё отношение к читаемому;
– определять типы текста (описание, повествование) на практике;
– пересказывать кратко и подробно рассказ или сказку по готовому плану;
– объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним;
– объяснять авторскую точку зрения;
– сочинять небольшие сказки или рассказы о героях изученных произведений.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, рассказ, стихотворение, С. Есенин, И. Соколов–Микитов
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа с загадками | – Послушайте и отгадайте. Молодцы! Это снежинка. А какие загадки подготовили вы? – Как описывается и с чем сравнивается снежинка? (Как звезда.) |
2 | 2. Выявление читательского опыта: проверка домашнего задания | – А теперь послушайте, как описал снежинку поэт Бальмонт. (Учитель читает отрывок из стихотворения «Снежинка».) Светло–пушистая, – Проверка домашнего задания: пересказ рассказа С. Иванова «Каким бывает снег». |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Сегодня мы продолжим работать с произведениями о природе. – Прочитайте самостоятельно рассказ Соколова–Микитова. – Выполните модель обложки. Проверьте. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Как описан зимний лес? Прочитайте. – Словарная работа. Пороша – только что выпавший снег. – Озаглавьте каждую часть рассказа. Составьте план. – Как рассказчик относится с жителям леса? – Подробный пересказ. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Послушайте ещё одно произведение, которое так и называется «Пороша». Что такое пороша? – (Учитель читает стихотворение С. Есенина «Пороша». Текст дан в учебной хрестоматии, 2 класс, 1 часть, авт.–сост. Л. А. Ефросинина.) – Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Расскажите. – Как поэт описывает зимний лес? В каких словах слышатся таинственность и сказочность? |
6 | 6. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | – Вспомните, что такое рифма. – Прочитайте строфы стихотворения и найдите рифмы. – Как автор описывает сосну? Прочитайте. – Какой образ вы представили? С кем сравнивает поэт сосну? – Подготовьте выразительное чтение. |
7 | 7. Работа с текстом произведения | – А теперь послушайте, как зимнее утро представил композитор Пётр Ильич Чайковский. – Какие картины зимнего утра вы представили? Расскажите. – Коллективная творческая работа «Зима в лесу» (по группам под руководством учителя). |
8 | 8. Обобщение изученного: работа со схемой | – Рассмотрите схему. Заполните её. |
9 | 9. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Подготовьте чтение наизусть первой части рассказа И. Соколова–Микитова или стихотворения С. Есенина «Пороша». |