Урок 40. Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя Шинель. Роль фантастики в повести
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Анализ образа Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Шинель». Выявление фантастических элементов и их функций в повести
Задачи урока
- Рассмотреть образ Петербурга как один из важнейших элементов повести Н. В. Гоголя «Шинель», проанализировать художественные приёмы, с помощью которых создаётся этот образ. В качестве дополнительного материала ввести понятие «петербургский миф». Выявить элементы фантастического, используемые в повести, определить их роль в композиции, содержании и жанровом своеобразии произведения
Виды деятельности
-
Работа с текстом, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Пейзаж, место действия, метафора, эпитет, олицетворение, фантастика, мистика, гротеск, миф
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания. | Несколько учащихся по желанию или по выбору учителя зачитывают домашние сочинения об образе Акакия Башмачкина. |
2 | 2. Усвоение нового материала, работа с текстом. | Работа с текстом повести «Шинель», анализ образа Петербурга, поиск художественных приёмов, использующихся в тексте для характеристики города. Учитель рассказывает о происхождении петербургского мифа, о двух различных трактовках образа Петербурга в русской культуре: 1) как чудесного города, в мгновение ока выросшего на болоте, «окна в Европу», чуда инженерной и архитектурной мыли, центра наук и искусств 2) как города-призрака, погубившего множество жизней, построенного на костях, места прихода Антихриста. – Сравните два фрагмента из поэмы Пушкина «Медный всадник». Каким в них показывается Петербург? – Что можно сказать об отношении Н. В. Гоголя к Петербургу? Какая трактовка петербургского мифа ближе его творчеству и мировоззрению? – Как можно охарактеризовать жизнь Акакия Акакиевича в Петербурге? Как проявляет себя город по отношению к маленькому человеку? – Прочитайте описания городского пейзажа. Определите, какие художественные средства использует автор. – Рассмотрите картины с изображением Петербурга. Какие из них близки по атмосфере Петербургу Гоголя? |
3 | 3. Усвоение нового материала. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Анализ фантастических элементов в повести Н. В. Гоголя «Шинель». Учитель обращает внимание учащихся на особенность композиции повести: до определённого момента повесть о бедном чиновнике, лишившемся шинели, рассказывается в реалистическом ключе, и, кроме общей мистической и зловещей атмосферы Петербурга, ничто не предвещает появления в ней сверхъестественных элементов. Однако после гибели Башмачкина (своеобразная «ложная» концовка) «бедная история наша неожиданно принимает фантастическое окончание». – Для чего автору понадобилось ввести фантастику в реалистическую повесть? – Можно ли сказать, что благодаря фантастике в финале, все предыдущее повествование приобретает мистический колорит? – Можно ли найти фантастическому окончанию правдоподобное объяснение? – Сравните портрет Акакия Акакиевича и привидения. |
4 | 4. Информация о домашнем задании. | 1. Подготовиться к самостоятельной работе по творчеству Н. В. Гоголя и итоговой работе по теме «Русская литература XIX века» (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь) 2. Индивидуальное задание для двух групп учащихся. 1) Подготовить инсценировку первых сцен комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». 2) Подготовить пересказ событий повести «Шинель» от лица Акакия Акакиевича, Петровича, значительного лица и будочника, встретившегося с призраком. |