Урок 4. Видимое движение звезд на различных географических широтах
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Приобрести навыки определения характера движения светил в зависимости от положения наблюдателя.
Задачи урока
- Исследовать зависимость высоты полюса мира от географической широты; познакомиться с понятиями «восходящее светило», «невосходящее светило», «незаходящее светило», «верхняя кульминация», «нижняя кульминация»; вывести зависимость между высотой светила, его склонением и широтой местности.
Виды деятельности
-
Строить логичные устные высказывания; выполнять логические операции — анализ, обобщение; организовывать самостоятельную познавательную деятельность; применять полученные знания для решения задач в измененных условиях; осуществлять рефлексию познавательной деятельности.
Ключевые понятия
-
Восходящее светило, невосходящее светило, незаходящее светило, верхняя кульминация, нижняя кульминация, суточная параллель светила, суточное движение небесной сферы.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к деятельности | В ходе беседы учитель должен обратить внимание учащихся на разницу между реальным распределением звезд в пространстве, проекцией их на поверхность небесной сферы и графическим отображением на картах звездного неба. |
2 | 2.1. Актуализация опыта и предшествующих знаний | В ходе проверки акцентируется внимание на методике проведения наблюдений, причинах возникающих расхождений. Сравнивается ход выполнения работы, предложенный различными учащимися, обсуждается вопрос об использовании дополнительных источников информации. |
3 | 2.2. Актуализация опыта и предшествующих знаний | Используя интерактивную модель, учащиеся указывают точки и линии небесной сферы. |
4 | 3. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | Обсуждается с использованием слайд-шоу вид звездного неба Египта, для древних жителей которого Сириус был самой значимой звездой, определяющей хозяйственную жизнь. Организуется беседа, направленная на выявление недостаточности знаний учащихся для ответа на вопрос, можно ли наблюдать Сириус на небе населенного пункта, где проживают учащиеся. Формулируются тема урока и его проблемные вопросы-задачи. |
5 | 4.1. Открытие нового знания учащимися | Учащиеся в процессе демонстрации слайд-шоу подводятся к мысли о зависимости высоты полюса мира над горизонтом от широты местности. Далее учащиеся самостоятельно работают с материалом учебника, учитель сопровождает деятельность групп. После завершения работы учитель организует обсуждение результатов. |
6 | 4.2. Открытие нового знания учащимися | Учащиеся в совместной беседе, анализируя рисунок, формулируют равенство высоты полюса мира и широты местности. |
7 | 4.3. Открытие нового знания учащимися | Учащимся предлагается самостоятельно изобразить движение одного и того же светила для различных наблюдателей (в средних, экваториальных и полярных широтах). Вводится понятие «суточная параллель светила». Используя слайд-шоу, вводятся понятия «незаходящее светило», «невосходящее светило», «верхняя кульминация», «нижняя кульминация». |
8 | 4.4. Открытие нового знания учащимися | С помощью учебника осуществляется вывод зависимости высоты светила в верхней кульминации от его склонения и широты местности. |
9 | 5.1. Включение нового знания в систему | Учитель организует фронтальное решение задач на применение зависимости высоты светила в верхней кульминации от широты местности. |
10 | 5.2. Включение нового знания в систему | Учитель сопровождает процесс теоретического вывода учащимися соотношения для высоты светила в нижней кульминации. |
11 | 5.3. Включение нового знания в систему | В процессе выполнения задания необходимо организовать фронтальное обсуждение. |
12 | 6. Рефлексия деятельности | В ходе обсуждения ответов на рефлексивные вопросы необходимо обратить внимание учащихся на практическую значимость полученных соотношений для людей морских профессий, навигационных служб и т.д., а также на объединение в рамках выведенного соотношения нескольких координатных систем. |
13 | 7. Домашнее задание |