Урок 4. Понятие о бессоюзном сложном предложении со значением причины
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Помочь учащимся практически усвоить понятие «бессоюзное сложное предложение со значением причины»
Задачи урока
- Вырабатывать у учащихся:
- понимание структурных и семантических особенностей бессоюзных сложных предложений со значением причины, умения их правильно интонировать и соблюдать в практике письма основные правила пунктуации
Виды деятельности
-
Определять структурные и семантические признаки бессоюзных сложных предложений со значением причины, опознавать такие предложения в тексте, отграничивать предложения данного вида от других бессоюзных сложных предложений
Ключевые понятия
-
Бессоюзное сложное предложение со значением причины, его предикативные части, интонация бессоюзного сложного предложения со значением причины
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация прежних знаний | Проверка выполнение упражнений № 147, 148 рабочей тетради. Двоеточие обычно ставится в БСП с односторонним отношением частей, из которых первая является независимой, однако нуждается в распространении, конкретизации, а вторая характеризует первую – поясняет, дополняет, обосновывает её содержание. Части подобных БСП обычно произносятся с интонацией завершённости, но с такой паузой между ними, которая предупреждает о продолжении высказывания. Интонация второй части нередко усиливает смысловой оттенок её. |
2 | 2. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Переход к теме урока, отбор и обобщение семантических и структурных признаков бессоюзных сложных предложений со значением причины производится в тестовой форме (в виде выбора одного верного высказывания из целого ряда). Учащиеся подводятся к обобщению: при отношениях обоснования вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает причину, основание того, о чём говорится в первой части; обычно перед ней можно вставить подчинительные союзы потому что, так как, поскольку, т. е. её можно преобразовать в придаточную часть причины. |
3 | 3. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Практическое знакомство с бессоюзными сложными предложениями со значением причины производится на основе отграничения их от бессоюзных сложных предложений со значением перечисления. |
4 | 4. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Отработка правил пунктуации: постановка двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения со значением причины и запятой — в предложениях со значением перечисления. |
5 | 5. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Опознавание бессоюзных сложных предложений со значением причины, отграничение их от других видов сложных предложений и простых предложений, осложнённых однородными членами . Анализ структурных и семантических признаков БСП со значением причины |
6 | 6. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Пунктуационный анализ текста. Верное интонирование бессоюзных сложных предложений со значением причины. |
7 | 7. Этап закрепления и первичной проверки | Для закрепления изученного материала рекомендуем использовать задания из учебника. |
8 | 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Подведение итогов занятия: дать целостную характеристику бессоюзных сложных предложений со значением причины. |
9 | 9. Информация о домашнем задании |