Урок 4. Мольер. Жизнь и творчество. Комедия «Мещанин во дворянстве»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Подведение итога изучения биографии и творчества М. В. Ломоносова; знакомство с биографией Мольера и его комедией «Мещанин во дворянстве»
Задачи урока
- Провести самостоятельную работу по теме «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова».
- Познакомиться с биографией Мольера.Читать и анализировать комедию «Мещанин во дворянстве». Доказать ее принадлежность к литературе классицизма
Виды деятельности
-
Самостоятельная работа, лекция, работа с мультимедийными материалами, чтение по ролям, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Классицизм, комедия, драма, действующие лица, характеры, ремарки
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 2. Усвоение нового материала | Лекция учителя: знакомство с биографией Мольера (см. учебник 1 ч. С. 26–29). В соответствующих местах подкрепляется материалами объекта. – Видели ли вы спектакли по каким-нибудь пьесам Мольера? Расскажите о впечатлениях от походов в театр. Было ли вам смешно? Можно ли сказать, что комедии Мольера больше не актуальные в современном мире или они неподвластны времени? (Если никто из учащихся не может поделиться опытом, учителю следует предложить посмотреть записи театральных постановок или художественные фильмы, снятые по пьесам Мольера, например, «Тартюф» (1989, реж. А. Эфрос); «Мнимый больной» (1980, реж. Л. Нечаев). В таком случае приведенные выше вопросы можно обсудить на следующем уроке.) |
2 | 3. Усвоение и закрепление нового материала | Чтение и обсуждение комедии «Мещанин во дворянстве» (см. рубрику «Решаем читательские задачи» стр. 30). – Чем привлекателен для окружающих господин Журден? – Как окружающие отзываются о господине Журдене? – Как относится автор к своему герою? Что говорит о таком отношении автора? – Какая часть пьесы представляется вам более важной – действие с диалогами или танцы? Вспомните историю создания этой комедии: что было важнее автору и заказчикам? – Вспомните определение высокой комедии, которое дал этому жанру А.С. Пушкин. («Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, – и что нередко, она близко подходит к трагедии...» (А. С. Пушкин)) – Какие признаки этого жанра можно найти в комедии «Мещанин во дворянстве»? – В каких сценах комедии «Мещанин во дворянстве» зритель чувствует сближение жанров комедии и трагедии? – Прочитайте финал пьесы по ролям. Мольер был драматургом классицистического направления. Работая над образом, он отбирал только те черты, которые были необходимы для изображения определённых типов. Классицизм не стремился к полному и разностороннему изображению характеров. («У Мольера Скупой скуп — и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен». (А. С. Пушкин)) – Какую черту господина Журдена можно назвать самой главной? – Кто из героев комедии противопоставлен господину Журдену? |
3 | 4. Информация о домашнем задании | Прочитать комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль». |