Урок 38. Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса. Отработка порядка действий при списывании
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Моделировать речевую ситуацию рассуждения на заданную тему; знакомить с признаками слова (единство звучания, написания и значения); сформулировать представление о грамотном, безошибочном письме как показателе индивидуальной культуры; знакомить с местами в слове, где можно допустить ошибку; повторить ударные и безударные гласные; отработать порядок действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, работа в паре, слова, имеющие несколько значений, ошибкоопасные места, ударение, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — обсуждение ситуации, представленной в тексте. Текст читает учитель. Ученики должны прийти к выводу: маленькая девочка не знает, что значит писать, так как она не знакома со звуками, буквами, правилами написания слов, и если бы даже мальчик (её адресат) умел читать, он всё равно не прочитал бы письмо |
3 | 4. Актуализация знаний | Выполняется упражнение 2 (язык) в учебнике — формулировка проблемного вопроса на основе текста стихотворения. Текст читает учитель. Ученики должны прийти к выводу, который сформулирован в рубрике «Обрати внимание». Если учащиеся испытывают затруднение, учитель сразу читает или пересказывает своими словами материал рубрики |
4 | 5. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» в учебнике знакомит с местами в слове, где можно допустить ошибку. Рекомендуется продолжить обсуждение, приводя по образцу в рубрике дополнительные примеры на изученные правила: «Например, вы пишете слово живёт. Гласный в сочетании жи — это место, где можно допустить ошибку. Следует вспомнить правило: сочетание жи пишется с буквой и» и т. п. |
5 | 8. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется фронтально упражнение 4 (язык) в учебнике — повторение ударных и безударных гласных, предупреждение о местах возможных ошибок. Все слова учитель выписывает на доске, после ответов учеников ставит знак ударения и подчёркивает буквы, обозначающие безударные гласные |
6 | 9. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
7 | 10. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений, отработка написания линий сложной траектории и большой длительности за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основное условие работы — написание предлагаемых образцов за одно движение. На свободной строчке отрабатываются буквосочетания, в соединениях внутри которых учащиеся класса допускают ошибки |
8 | 11. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 3 в рабочей тетради — различение слова и «не слова», закрепление понимания слова как единства значения и звучания (написания). Материал упражнения читает учитель или хорошо читающий ученик. Перед тем как подчеркнуть слова, учащиеся должны объяснить логику своего выбора (знают ли они значение этого слова; слышали ли когда-нибудь такие слова или нет). Каждый раз, называя «не слово», учащиеся должны отмечать отсутствие значения в данном наборе звуков. Если темп работы класса позволяет, можно выписать все слова, встретившиеся в упражнении |
9 | 12. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — повторение словарных слов в процессе разгадывания кроссворда. Выполняется письменно, самостоятельно с последующим обсуждением результатов. Ответы: 1. Адрес. 2. Ученик. 3. Дорога. 4. Класс. 5. Собака. 6. Деревня. 7. Фамилия. Вариант выполнения. В слабом классе лучше использовать это упражнение не столько для контроля, сколько для отработки написания слов. Для этого работу лучше организовать максимально развёрнуто, с обязательным постоянным орфографическим проговариванием слов. Дополнительное задание. Устно придумать предложения с отрабатываемыми словарными словами, наиболее удачные предложения под диктовку учителя записать в рабочую тетрадь |
10 | 13. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 6 в рабочей тетради — наблюдение за написанием родственных слов; выбор проверочного слова, основанный на общем смысле предложения. Следует обратить внимание учащихся на то, что при работе со словами л[и]са, м[и]чей нужно особенно внимательно относиться к их значениям (выбор проверочного слова зависит от контекста). Начинается работа фронтально: в ходе устного обсуждения учащиеся подчёркивают проверочные слова. Пропущенные буквы ученики вписывают самостоятельно |
11 | 14. Дополнительный материал | Выполняется самостоятельно упражнение 7 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Учитель обращает внимание учащихся на постановку запятых и тире. Возможная трудность. Чтобы предупредить ошибки, нужно обратить особое внимание учащихся на слова загорать, (на) солнце, ходить, слякоть, погоде и попросить подчеркнуть в них «опасные» места. Слова любимое, загорать, встречаются, предпочитают поделить на слоги, перечитать и при списывании обратить на них внимание. По своему усмотрению учитель дифференцирует объём выполнения упражнения в зависимости от темпа работы класса |
12 | 15. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |