Урок 37. Финал комедии Ревизор.
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Обсуждение финала комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Анализ способов достижения комического. Подготовка к сочинению по комедии
Задачи урока
- Анализировать художественные приёмы, которыми автор комедии «Ревизор» достигает комического эффекта. Обозначить смысл финала комедии, оценить его характер и связь с основной идеей и художественной задачей автора. Находить и выразительно читать по ролям наиболее важные сцены комедии. Рассуждать над проблемными вопросами, помогающими написанию сочинения по комедии
Виды деятельности
-
Чтение фрагментов текста по ролям, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Комедия, комическое, смех, сатира, юмор, персонаж, характер, ремарка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания. | Учащиеся зачитывают мини-сочинения, которые были подготовлены дома. По мере необходимости учитель задаёт дополнительные вопросы, углубляя и расширяя понимание образов персонажей и города в комедии Н. В. Гоголя. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала, работа с текстом. | Лекция учителя об отношении Н. В. Гоголя к смеху. (см. 299). Выявление и анализ приёмов комического в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». Фронтальная беседа по вопросам с опорой на интерактивные задания. – Определите, какие приёмы использует автор для достижения комического эффекта. Выполните интерактивное задание, в котором приведены некоторые примеры. Найдите примеры, подобные приведённым, в тексте комедии. – Можно ли сказать, что смех автора беззлобен и призван только для того, чтобы веселить читателя? Или же у него есть какая-то другая задача? – Какие сюжетные ситуации вызывают у читателя/зрителя смех? Вспомните выражение «смех сквозь слёзы», которое Пушкин применил по отношению к произведению Гоголя. Что оно означает? Проследите, как комическое скрывает за собой серьёзное. – К кому обращены слова Городничего «Чему смеетесь? над собою смеетесь!»? – Перечитайте выразительно монолог Осипа из II действия (явление I) и монолог Хлестакова из II действия (явление V). Сравните природу смеха, который вызывают у читателя герои в этих фрагментах. – Прочитайте с выражением сцену вранья Хлестакова действие III, явление 6. |
3 | 3. Повторение пройденного материала, работа с текстом. | Перечитайте по ролям и с выражением финал комедии «Ревизор». – Что можно сказать об эмоциональной окраске финала? – Для кого из персонажей события повести закончились удачно, а кто оказался одурачен? Почему? Можно ли сказать, что в комедии «победило добро» или такая характеристика в данном случае неприменима? – Сочувствует ли зритель Городничему? Сравните финал комедии «Ревизор» с финалом комедии «Недоросль». Чем они различаются и что в них общего? |
4 | 4. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | После анализа средств достижения комического эффекта и смысла финала комедии необходимо сделать выводы о том, что основной целью Гоголя-драматурга в пьесе «Ревизор» было высмеять пороки российского общества, такие как взяточничество, невежество, глупость, вранье, подхалимство и заискивание перед начальством, произвол людей, наделенных властью. Гоголь достигает своих целей с помощью различных художественных приёмов, комических ситуаций, общей сатирической интонации комедии. Важным моментом является то, что читатели, зрители и критики комедии не исключаются из числа объектов насмешки. Об этом ясно говорят эпиграф и слова Городничего: «Чему смеетесь? над собою смеетесь!»? |
5 | 5. Информация о домашнем задании. | 1. Написать сочинение на одну из тем: 1) Комическое в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»: приёмы и задачи автора. 2) Эпиграф к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»: его связь с системой персонажей и финалом комедии. 3) Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Шинель» |