Урок 34. Европейский Северо-Запад. Население
-
Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии, традиции и культура
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Слушая учителя, учащиеся определяют тему урока в форме интерактивного задания: Европейский Северо-Запад. Население. |
2 | 2. Проверка домашнего задания | Осуществляется проверка домашнего задания. |
3 | 3. Актуализация знаний | Учащиеся высказывают свои суждения по поводу цитаты Пушкина. |
4 | 4.1. Изучение нового материала | Учащиеся находят на карте «Народы России территории, где проживают указанные народы. |
5 | 4.2. Изучение нового материала | Учащимся предлагается назвать крупные города Северо-Западного района. Помощь: карта плотности населения Европейского Северо-Запада России. |
6 | 4.3. Изучение нового материала | Учащиеся выполняют задание, используя данные таблицы «Крупнейшие города Северо-Западного района». |
7 | 4.4. Изучение нового материала | Рассказ учителя: Санкт-Петербург повышает долю городского населения до максимальных величин в стране (86,7 %), тогда как без него она близка к среднероссийской. Оставаясь вторым по численности населения городом страны (4628 тыс. чел.), он как бы оттягивает городской потенциал на себя. В зоне его влияния нет крупных городов. Санкт-Петербург — самый северный из крупнейших городов мира. Построенный в устье Невы у Финского залива, на стыке морского и речного путей, Санкт-Петербург является вторым после Москвы промышленным и транспортным узлом, центром науки и культуры России.
Задание для учащихся: – Совершите воображаемое путешествие по Санкт-Петербургу. Почему Санкт-Петербург называют культурной столицей? – Сравните современную и прежнюю столицы России в форме таблицы по предлагаемым параметрам:
Учащиеся выполняют задание, заполняют таблицу, делают вывод. |
8 | 5. Этап закрепления и первичной проверки | Задание для учащихся:
Постройте и проанализируйте профиль изменения плотности населения, используя данные таблицы. |
9 | 6. Рефлексия учебной деятельности | Учащиеся оценивают свою работу, объясняют свои оценки. |
10 | 7. Информация о домашнем задании | Учитель даёт рекомендации по выполнению домашнего задания. |