Урок 32. Художественный образ в музыке (продолжение)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Определять общий характер музыкальных образов и выражать своё отношение к ним в виде устных и письменных высказываний
Задачи урока
- – воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений, анализировать аспекты воплощения в них жизненных проблем;
- – сравнивать и соотносить музыкальные художественные образы с определённой культурно-исторической эпохой;
- – проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям в процессе их восприятия и исполнения.
Виды деятельности
-
Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий. Работа с учебной и справочной литературой.
Ключевые понятия
-
Временной характер музыки. Григорианский хорал Средневековья. Мелодии и ритмы современной музыки, её гротеск, массовость и коллективизм. Аранжировка. Понятие музыкальной драматургии.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания (задание 44 в рабочей тетради). Учащиеся называют примеры музыкальных произведений, соответствующие определённому характеру музыкального образа. |
2 | 2. Целеполагание | Самостоятельная работа. Выполнение задания 45 в рабочей тетради. Учащимся необходимо по данным иллюстрациям определить характер «звучащей музыки» с живописных полотен. Учитель предлагает им внимательно рассмотреть иллюстрации и просит дать письменные ответы. По окончании работы – коллективное обсуждение выполненного задания. Учитель обобщает ответы учащихся, делает необходимые дополнения и комментарии к некоторым произведениям. |
3 | 3. Открытие новых знаний | Объяснение материала и работа с учебником. Учащиеся знакомятся с содержанием раздела 20.2 «Временной характер музыки». Объяснение материала учителем необходимо проиллюстрировать соответствующими музыкальными примерами. Учитель предлагает совершить небольшое путешествие-концерт по музыкальным эпохам, жанрам и стилям. Начнём с далекого Средневековья. Вопрос учителя: «Что вы узнали о характере этой музыки из учебника?» Ответы учащихся. Далее слушаем сообщение ученика о средневековом хорале, а затем – одно из сочинений этого жанра. Можно предложить учащимся сравнить их с современными аранжировками и исполнением средневековых хоралов. Вопрос учителя: «Что вам нравится больше? Почему?» |
4 | 4. Открытие новых знаний | Музыка эпохи романтизма. Вопрос учителя: «Что о характере музыки романтизма говорится в учебнике? Прочтите». Ответы учащихся. Выступление ученика класса с заранее подготовленным сообщением. Прослушиваем 1–2 небольших произведения упоминаемых авторов (по выбору). Например, Р. Шуман «Венский карнавал». |
5 | 5. Открытие новых знаний | Музыка XX в. Учитель просит назвать характерные черты музыки XX в. Вопрос учителя: «Что вы узнали об этом из учебника?» Ответы учащихся. Комментарий и дополнения учителя. Учитель предлагает послушать «Варварское аллегро» (1911) чешского композитора Б. Бартока. Далее учащиеся слушают музыку Пьера Шеффера «Этюд с железными дорогами» (1948), а затем слушаем музыку Георгия Свиридова к кинофильму «Время, вперед!» (1965). Учащиеся обмениваются впечатлениями о прослушанной на уроке музыке, а учитель обобщает их ответы, подводит итоги работы школьников. |
6 | 6. Первичное закрепление | Учащимся предлагается дать своё определение понятия музыкальной драматургии (см. учебник, с. 278–279) и послушать два фрагмента норвежского композитора Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт»: «Песня Сольвейг» и «Шествие гномов», а также ответить на следующие вопросы: 1. Почему Э. Григ обрисовал образ Сольвейг именно песней? Какие качества характера героини переданы с помощью музыки? 2. Какими художественными средствами удаётся автору создать образ фантастического шествия гномов? Ответы учащихся и их обсуждение. |
7 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Как вариант, можно предложить музыкальную игру – послушать 2–3 небольших, по возможности хорошо узнаваемых музыкальных фрагмента (например, «Песнь Орфея» К. В. Глюка и др.) и попросить учащихся не только назвать их, но и пофантазировать на эту тему в рисунке, пластическом движении и т. д. |