Урок 3. Основные экологические проблемы
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
вне линии УМК/Серии
Биология
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Создать условия по достижению образовательных результатов учащимися
Задачи урока
- — Продолжить формирование представлений учащихся о влиянии человека на окружающую среду;
- — продолжить развитие умения использовать различные источники информации для решения поставленной задачи;
- — способствовать осознанию учащимися их неразрывной связи со средой
Виды деятельности
-
Формулируют вопросы к изученному материалу, решают поставленную задачу в группе, приводят аргументы в пользу своей позиции, представляют результаты своей работы графически
Ключевые понятия
-
Озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Оценка уровня усвоения учащимися ключевых понятий предыдущего урока | Организуется фронтальный опрос учащихся класса с элементами обсуждения. Задаётся вопрос и предлагается одному учащемуся ответить на него устно, а остальным согласиться с этим ответом или не согласиться, проголосовав заранее предложенным знаком (или карточкой). Сразу видно, какие учащиеся думают так же, как и ответивший. При этом есть возможность попросить некоторых учащихся обосновать свое мнение — почему они согласны или, наоборот, не согласны с ответом. |
2 | 2. Актуализация знаний учащихся об основных экологических проблемах | Учащиеся задают вопросы, которые у них возникли в ходе выполнения домашнего задания. Если другие учащиеся не могут ответить на вопросы своих одноклассников, вопросы фиксируются на доске/листе ватмана. Демонстрируется анимация, в ключевых местах делаются паузы и организуется обсуждение полученной информации. Также обращается внимание учащихся на информацию, способствующую формулированию ответов на вопросы, поставленные перед просмотром анимации. |
3 | 3. Изучение нового материала | Подвести десяти-одиннадцатилетнего ребёнка к пониманию, что от того, насколько рационально каждый из нас (и он в том числе) потребляет ресурсы, зависит жизнь множества живых организмов на планете, довольно сложно — это, как правило, умозрительные логические выкладки, осознать которые ребёнок в этом возрасте не может. Модель позволяет увидеть, как повседневное использование ресурсов, о котором мы не задумываемся, приводит к накоплению углекислого газа в атмосфере, потеплению климата и гибели живых организмов. Выбирая различные ресурсы, можно оценить, какие из них действительно необходимы для жизни, а какие — скорее роскошь. |
4 | 4. Изучение нового материала | Учащиеся в парах (или группах) выполняют лабораторную работу. Для экономии времени на уроке можно подготовить вытяжку хлорофилла заблаговременно. Учащимся объясняется, как была получена вытяжка хлорофилла, и предлагается прилить несколько капель кислоты к ней. Изменение цвета хлорофилла с зелёного на коричневый свидетельствует об утрате им его свойств. В листьях с таким хлорофиллом фотосинтез идти не может. |
5 | 5. Изучение нового материала | Учащимся демонстрируется анимация, останавливаясь в ключевых местах. После завершения просмотра внимание учащихся обращается на фотографии листьев деревьев с пятнами разрушенного хлорофилла. Важно объяснить, что кислотные дожди в первую очередь опасны для растений. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Проводится групповая работа учащихся. Они в течение 15 минут готовят устное выступление на 2—3 минуты, отражая результаты своей работы на листе ватмана. После этого каждая группа выходит к доске и предлагает свои способы решения экологических проблем. Остальные учащиеся класса после выступления группы задают вопросы. |
7 | 7. Домашнее задание |