Урок 29. Запись вычитания столбиком
Обобщить знания учащихся о письменном приёме поразрядного вычитания натуральных чисел в пределах 100 (без перехода через разряд) и умение использовать этот приём в вычислениях.
Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно сложение натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд, конструировать и решать текстовые арифметические задачи (в том числе разными способами), работать с информацией, выполнять измерения на глаз и с помощью инструментов. Развивать у учащихся пространственные представления. Формировать у учащихся навыки логических рассуждений
Выполнять устно и письменно сложение и вычитание натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд и осуществлять самоконтроль вычислений с помощью калькулятора или обратных действий. Конструировать арифметические задачи (составлять задачу по данным, представленным на чертеже; изменять часть данных в тексте задачи). Определять арифметические действия для решения задачи. Решать текстовые задачи разными способами (в том числе составлением выражения). Собирать и анализировать необходимую информацию. Представлять собранные данные в виде таблицы. Выбирать из таблицы нужные данные для ответа на поставленный вопрос. Выполнять измерения на глаз и проверять себя с помощью измерительных инструментов. Анализировать геометрический чертёж и находить фигуры указанной формы. Строить логические рассуждения и обосновывать их в процессе решения задач
-
Алгоритм вычитания столбиком
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Предложенные младшим школьникам задания способствуют отработке на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению требований учебной деятельности. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, помогают учителю обобщить багаж знаний учащихся и их личный опыт работы с материалом. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Работа с заданием № 4 учебника |
4 | 4.1 Целеполагание | Работа с заданием № 6 учебника. Сначала вспомните с учащимися правило: для того чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее. |
5 | 4.2 Целеполагание | Работа с заданием № 10 учебника. Какое число вычла машина? Рассуждаем так: «Из „машины“ вышло число, меньшее 49. На сколько? На столько, сколько вычла „машина“. Как это узнать? Можно из большего числа (49) вычесть меньшее (16), то есть 49 – 16 = 33. Сделаем проверку: 49 – 33 = 16». |
6 | 5.1 Открытие новых знаний | Работа с заданием № 11 учебника. Вставить карточку с числом, которое прибавляет «машина». |
7 | 5.2 Открытие новых знаний | Работа с заданием № 15 учебника. Выполни сложение столбиком |
8 | 6. Первичное закрепление | Работа с заданием № 18 учебника. Для решения этой задачи можно использовать «машину» И обратную «машину». Идя по нижней стрелке, находим способ решения задачи. Решение: 25 – 3 = 22. Ответ: 22. |
9 | 7.1 Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 19 учебника. После сравнения задач и их решения можно предложить дополнительное задание: «Как надо изменить вопрос задачи, чтобы она решалась в два действия? (Вопрос должен звучать так: „Сколько человек было в аптеке первоначально?“) Решите новую задачу». |
10 | 7.2 Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 24 учебника. Задание направлено на развитие внимания учащихся. Его выполняют в три этапа: 1) выписывают одинаковые числа из двух цепочек; 2) выписывают разные числа; 3) добавляют недостающие числа в каждую цепочку. Разберите первый случай со всем классом: 1) одинаковые числа: 8, 2, 1, 6; 2) разные числа. В первой цепочке: 3, 5; во второй цепочке: 4, 7; 3) необходимо добавить в первую цепочку: 4, 7; а во вторую цепочку: 3, 5. Второй случай предложите ученикам рассмотреть самостоятельно. |