Урок 29. Биография А. де Сент-Экзюпери
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. 2. Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной.
Задачи урока
- 1. Повторить литературоведческие понятиия и термины: литературная сказка, аллегория, олицетворение.
- 2. Познакомиться с творчеством писателя А. де Сент-Экзюпери.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, выразительное чтение
Ключевые понятия
-
“Маленький принц”, афоризм, литературная сказка, Экзюпери
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания | На уроке учащиеся устно объясняют, как те или иные слова характеризуют писателя. Что вы узнали о жизни и творчестве Антуана де Сент-Экзюпери? Какие факты его биографии вас заинтересовали и даже поразили? Почему? Каждый учащийся может более подробно рассказать о том, что его особенно поразило в жизни писателя. Если какие-то факты биографии остались неосвещёнными, то учителю следует попросить детей рассказать о них, например о детстве Экзюпери, о его службе в Африке и т. д. |
2 | 2. Закрепление материала | 1. Каким был писатель в детстве, о чём мечтал? О каких чертах его внешности и характера говорят детские прозвища? 2. Каким был путь Экзюпери в авиацию? 3. Какие качества характера писателя проявляются во время его службы в почтовой авиации? Какие факты биографии это подтверждают? 4. Расскажите о журналистской и писательской деятельности Экзюпери. 5. Как воплощал писатель свою мечту о небе? 6. Какие изобретения Экзюпери вам известны? 7. Расскажите об участии писателя во Второй мировой войне. 8. Что вам известно о гибели Экзюпери? 9. Как отзывались о писателе его друзья? Что эти высказывания добавляют к вашему представлению о нём? |
3 | 3. Выразительное чтение сказки учителем | Перечитайте высказывания Экзюпери о людях, войне, писательском творчестве. Каким человеком представляется он вам? Особняком стоят слова Экзюпери о детстве: «Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство», «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». Они позволят перейти к чтению сказки. Начинает чтение сказки учитель, продолжить могут ученики. Главы обсуждаются, в рабочую тетрадь записываются афоризмы (понятие афоризм повторяется). Например, «Есть такое твёрдое правило... Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». По мере чтения можно выводить на экран иллюстрации автора к сказке. |
4 | 4. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | 1. Как вы думаете, почему автор посвятил книгу Леону Верту, когда тот был маленьким? В чём, по мнению Экзюпери, основные различия между детьми и взрослыми? Как писатель относится к тем и к другим? 2. Расскажите о жизни Маленького принца на астероиде. Как вы думаете, почему он решил путешествовать? 3. Как вы думаете, отчего предостерегает автор читателей в рассказе о баобабах? |
5 | 5. Информация о домашнем задании | Ребята смотрят слайд-шоу. Домашнее задание: 1. Прочитать сказку полностью, выписать афоризмы. Решить кроссворд в рабочей тетради. 2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки. 3. Задания по группам: а) подготовить рассказ о посещённых Маленьким принцем планетах; б) подготовить выразительное чтение диалогов Маленького принца с Королём, Пьяницей, Деловым человеком, Честолюбцем и Географом. |