Урок 28. Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Звуковой анализ слова «Нина».
- Введение понятия «согласный звук».
- Обозначение согласных звуков в модели слова.
- Составление слова из указанных в других словах звуков.
- Звуковой анализ слова «сани».
Виды деятельности
-
Произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя.
Устанавливать количество и последовательность звуков в слове.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
Сравнивать звуки по твёрдости-мягкости.
Характеризовать заданный звук: называть его признаки.
Составлять слова из заданных звуков.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Изучение нового материала | Введение понятий: «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук». Обозначение согласных звуков в модели слова. Учитель. Сегодня мы откроем ещё один секрет русского языка. А поможет нам в работе девочка Нина. Мы понаблюдаем за звуками, которые живут в её имени. Рассмотрите схему слова «Нина» и объясните, почему на схеме изображены четыре клеточки. (Ответы детей.) Вспомните, каким цветом обозначаются гласные звуки. Произнесите слово Нина, соотнося произношение с движением указки по схеме звукового состава. Произнесите это слово, выделив первый звук; назовите только первый звук слова; определите: звук [н’] — гласный или нет. Обозначьте его фишкой жёлтого цвета. Произнесите слово, выделив второй звук. Произнесите только второй звук; докажите, что звук [и] гласный; обозначьте его фишкой красного цвета. Произнесите слово «Нина», выделив третий звук; назовите только третий звук слова. определите: звук [н] — гласный или нет. Обозначьте его фишкой жёлтого цвета. Произнесите слово, выделив четвёртый звук; произнесите только четвёртый звук; докажите, что звук [а] гласный. Объясните, фишкой какого цвета нужно обозначить этот звук на схеме. Сравните первый и третий звуки в этом слове. Как вы думаете, что у них общего? (Ответы детей.) Вот мы и подошли к открытию ещё одной тайны русского языка. В русском языке есть звуки, при произнесении которых зубы, язык и губы создают во рту преграду, называются эти звуки согласными; А теперь сравните первый и третий звуки в слове «Нина». Одинаково ли они произносятся? Первый звук произносится твердо и такие согласные мы будем обозначать синей фишкой. А третий звук произносится мягко, он называется мягкий согласный звук и обозначается зелёной фишкой. А теперь давайте обозначим первый и третий звук в схеме слова «Нина» нужными цветами. |
2 | 2. Закрепление изученного материала. Работа с учебником | Звуковой анализ слов «пила» и «санки». Учитель. Рассмотрите модель слова «пила», дайте характеристику каждому звуку и объясните, почему он обозначен именно таким цветом. (Дети рассматривают схему и отвечают.) Рассмотрите следующую схему. Определите, сколько клеточек в схеме. Сколько же звуков должно быть в слове, с которым нам предстоит работать? Можно ли назвать правую картинку словом сани? Почему? Как правильно назвать эту картинку (санки). Произнесите слово санки, соотнося произношение и движение указки по схеме. Произнесите слово «санки», выделив первый звук; назовите первый звук слова. Определите: звук [с] — это гласный звук или согласный. Объясните свой ответ: расскажите, что мешает воздуху выходить изо рта. (Ответы детей.) Определите: это твёрдый или мягкий согласный; какой фишкой нужно обозначить твёрдый согласный звук. обозначьте звук [с] на схеме синим цветом. Назовите мягкую пару звука [с] (звук [с’]). Произнесите слово санки, выделив второй звук; назовите второй звук слова. Определите, какой это звук. Как можно доказать, что звук [а] — гласный? Каким цветом нужно его обозначить? (Ответы детей.) Произнесите слово санки, выделив третий звук; назовите третий звук. Определите, какой это звук — согласный или гласный, что мешает воздуху выходить изо рта. Звук [н] твёрдый или мягкий? Каким цветом нужно обозначить твёрдый согласный звук [н]? Какая у него мягкая пара? (Ответы детей.) Произнесите слово «санки», выделив четвёртый звук. Назовите четвёртый звук слова. Определите, какой это звук: твёрдый или мягкий. Каким цветом нужно обозначить мягкий согласный звук [к’]? Назовите его твёрдую пару. (Ответы детей.) Произнесите слово санки, выделив пятый звук. Назовите только пятый звук слова. Определите, какой это звук и каким цветом его нужно обозначить. (Ответы детей.) Посмотрите на схему и определите, сколько звуков в слове «санки», сколько в нём гласных звуков, какой первый гласный звук, какой второй гласный звук, сколько всего согласных звуков, какие согласные звуки твёрдые, какие они по счёту, какой согласный звук мягкий. (Ответы детей.) |
3 | 3. Закрепление изученного материала. Работа с учебником | Составление слова из заданных звуков. Учитель. Сейчас мы немного поиграем. Какие слова спрятались за этими схемами? Чтобы отгадать их, надо ответить на вопросы. Что изображено на картинках? (Лиса, игла, сани, аист.) Сколько звуков в этих словах? Какие это звуки? Что мы про них знаем? Какими цветами они обозначаются? А теперь давайте соединим картинки со схемами названий этих картинок. |
4 | 4. Этап закрепления и первичной проверки | Рассмотрите картинки. Определите какой первый звук в названии этих картинок. Дайте ему характеристику. Выберите нужное обозначение звуков. |