Урок 27. Запись вычитания столбиком
Познакомить учащихся с письменным приёмом поразрядного вычитания натуральных чисел в пределах 100 (без перехода через раз ряд) и научить их использовать этот приём в вычислениях.
Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно сложение натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд, конструировать и решать текстовые арифметические задачи (в том числе разными способами), работать с информацией, выполнять измерения на глаз и с помощью инструментов. Развивать у учащихся пространственные представления. Формировать у учащихся навыки логических рассуждений
Выполнять устно и письменно сложение и вычитание натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд и осуществлять самоконтроль вычислений с помощью калькулятора или обратных действий. Конструировать арифметические задачи (составлять задачу по данным, представленным на чертеже; изменять часть данных в тексте задачи). Определять арифметические действия для решения задачи. Решать текстовые задачи разными способами (в том числе составлением выражения). Собирать и анализировать необходимую информацию. Представлять собранные данные в виде таблицы. Выбирать из таблицы нужные данные для ответа на поставленный вопрос. Выполнять измерения на глаз и проверять себя с помощью измерительных инструментов. Анализировать геометрический чертёж и находить фигуры указанной формы. Строить логические рассуждения и обосновывать их в процессе решения задач
-
Алгоритм вычитания столбиком
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Так как учащиеся ещё незнакомы со знаками «>» и «<», то оформить решение они должны так: 5 м больше 50 см, 40 дм 8 см больше 4 м, 23 дм = 2 м 3 дм. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, помогают учителю активизировать у учащихся опыт работы с известным материалом, активировать багаж имеющихся знаний, необходимых для изучения новой темы. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Рассмотреть анимацию и вывести алгоритм записи вычитания столбиком. |
4 | 4.1. Целеполагание | Работа с заданием № 2 учебника |
5 | 4.2. Целеполагание | Работа с заданием № 7 учебника. Решите задачу, запишите решение и ответ. |
6 | 5.1. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 12 учебника. Для нахождения способа решения этой задачи можно использовать «машину». Опираясь на текст задачи, составляем схему. Решение: 1) 48 – 15 = 33, 2) 33 – 12 = 21, 3) 48 – 21 = 27. Ответ: Алексею 33 года; Петру 21 год; Пётр моложе Фёдора на 27 лет. |
7 | 5.2. Открытие новых знаний | а) У этой задачи два варианта решения. б) В данном случае задача решения не имеет. Возьмите карточки с числами и запишите ответ. |
8 | 6.1. Первичное закрепление | Работа над первыми тремя предложениями задания способствует формированию у учащихся представлений о единицах длины. Предложите детям не только закончить фразу, но и объяснить, почему они остановили свой выбор именно на этой единице длины и можно ли её заменить какой-нибудь другой. Правильные варианты: длина комнаты 3 метра; высота стакана 11 сантиметров; ширина тетради 2 дециметра. Четвёртое и пятое предложения нацелены на проверку усвоения изученных зависимостей между единицами длины. Напомните детям, что эти зависимости надо знать наизусть. |
9 | 6.2. Первичное закрепление | Напомните детям, что эти зависимости надо знать наизусть. |
10 | 7.1. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 20 учебника. Задание направлено на развитие глазомера учащихся. На первый взгляд кажется, что футляр вполне подходит для очков как по ширине, так и по длине (по рисунку видно, что футляр значительно шире очков и примерно равен им по длине), но это впечатление обманчиво. Выполнив измерения, учащиеся убедятся, что футляр не подходит по длине. (Дли на футляра — 4 см, а длина очков — 5 см). |