Урок 27. Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Наблюдать за текстами, в которых представлены вымысел, фантазия; обсудить цели, с которыми создаются подобные тексты; наблюдать за словами, сходными по звучанию, и выявлять ошибки в их употреблении; знакомить с устойчивыми словосочетаниями (термин «фразеологизмы» не употребляется); отработать порядок действий при списывании и правило правописания сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу
Ключевые понятия
-
Устная речь, словарные слова, устойчивые сочетания слов, работа в паре, сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, порядок действий при списывании, постановка вопросов к словам, словообразование, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2.1. Актуализация знаний | Выполняется упражнение 1 (речь) в учебнике — наблюдение за текстами, в которых представлены вымысел, фантазия; анализ целей, с которыми они созданы. Тексты читает учитель. Организуя обсуждение, учитель предлагает не только ответить на вопрос, происходило ли с ребятами то, о чём они рассказывают, но и подумать над тем, зачем ребята придумали эти истории. Очень важно, чтобы ученики не давали такие ответы: «Они просто обманщики», «Выдумали, чтобы всех обмануть, показать, какие они особенные». Если прозвучат подобные ответы, учителю важно убедить учеников в том, что рассказчики придумали эти истории для того, чтобы развеселить собеседника, поделиться своими фантазиями. Также следует напомнить о приёме сравнения — щука чуть меньше машины, дождь такой сильный, что девочка в нём плавала — и показать, что ребята сознательно используют преувеличения (слушающий, опираясь на свой жизненный опыт, сразу может определить, что такого дождя и такой щуки не может быть в действительности). Следовательно, истории ребят — это весёлый вымысел, юмористический рассказ о себе с использованием сознательных преувеличений, фантастических сравнений |
3 | 2.2. Актуализация знаний | |
4 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» в учебнике подводит итоги наблюдения, знакомит с вымыслом и фантазией как приёмами, способными заинтересовать, удивить, развеселить собеседника |
5 | 4. Этап усвоения новых знаний | Словарное слово дере́вня. При работе со словарными словами как в 1 классе, так и в последующих учитель использует те методические приёмы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т. п. Место работы со словарными словами (начало, середина, конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению |
6 | 5.1. Актуализация знаний | Выполняется упражнение 2 (язык) в учебнике — продолжение наблюдения за словами, сходными по звучанию, но разными по значению (термин «паронимы» не употребляется). Определения могут прочитать хорошо читающие ученики. Если дети не могут самостоятельно сформулировать ответ на вопрос, учитель говорит: «Ошибка, которую допустила девочка, связана с тем, что она, зная значение слова (стиль плавания), не помнит, как слово правильно произносится, отчего возникает речевая ошибка — кролик вместо кроль |
7 | 5.2. Актуализация знаний | |
8 | 6. Этап усвоения новых знаний | Выполняется Рубрика «Обрати внимание» в учебнике напоминает о существовании слов, сходных по звучанию, но различных по значению, и формулирует правило речевого поведения: использовать в речи только те слова, значения которых точно известны. Рекомендуется напомнить ученикам тексты, в которых использовались паронимы и омонимы (урок 19, упражнение 3; урок 23, упражнение 5), и цели подобного использования — создание юмористического стихотворения, языковая игра |
9 | 7. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 3 (язык) в учебнике — продолжение наблюдения за текстами, в которых допускаются речевые ошибки; подготовка к знакомству с устойчивыми сочетаниями слов с опорой на речевой опыт учащихся как носителей языка. Исправленное предложение (А мне солнечный зайчик в глаз попал!) учитель записывает на доске, а ученики списывают это предложение в тетради |
10 | 8. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» в учебнике знакомит с устойчивыми сочетаниями слов (термин «фразеологизмы» не используется). Если уровень подготовленности класса высокий, учитель может привести дополнительные примеры устойчивых сочетаний слов: как снег на голову (неожиданно), ни свет ни заря (рано), рукой подать (близко), оглянуться не успеешь (скоро) |
11 | 9. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Перед выполнением следующего упражнения целесообразно повторить порядок действий при списывании |
12 | 10. Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 4 (язык; работа в парах) в учебнике — закрепление материала предшествующего наблюдения. Выполняется в парах или самостоятельно только сильными учениками, остальные работают фронтально. Следует повторить порядок действий при списывании |
13 | 11. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 (язык) в учебнике — закрепление правописания сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу. Рекомендуется для самостоятельного выполнения сильными учениками или фронтально в классах, где учащиеся испытывают затруднения в правописании указанных буквосочетаний. В тексте упражнения 1 встречаются слова: с сочетаниями жи — ши — машины, сшибла; с сочетаниями ча — ща — счастье, часто; с сочетаниями чу — щу — чудесную, щуку, большущую, чуть |
14 | 12. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
15 | 13. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — написание строчной буквы о предложенным на предыдущем уроке способом. Работа, предлагаемая на второй и третьей строчках, помогает учащимся понять, в каких случаях целесообразно писать букву о вторым способом. Не нужно в обязательном порядке предлагать учащимся прописывать наклонную линию с закруглением внизу и последующую строчную букву о за одно движение — на третьей строчке эту группу лучше прописывать с отрывом, а на четвёртой предложить учащимся самим выбрать — прописывать ли группу за одно движение или же писать с отрывом. На свободной строчке можно потренироваться в безотрывно написании букв а, б, д, л, м, я, п, н, и, у, И, Ш, а также в написании буквосочетаний, в соединениях внутри которых учащиеся допускают ошибки, или в написании буквосочетания ио |
16 | 14. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 6 в рабочей тетради — наблюдение за группами родственных слов. Закрепление умения определять на какой вопрос отвечает слово. Возможны два пути выполнения: последовательно работать со словами-подсказками, определяя место записи каждого, или работать по строчкам, т. е. с группами родственных слов, подбирая из слов-подсказок нужные слова для заполнения строчек. На данном этапе предпочтительнее организовать работу по второму варианту.Дополнительные задания 1. Рассказать, что объединяет слова в столбиках (отвечают на один и тот же вопрос), что объединяет слова в строчках (это родственные слова). 2. Поставить в словах ударение. 3. Списать две любые строчки в рабочую тетрадь. 4. Постараться составить ещё одну группу родственных слов по тому же принципу. (Например: соль, солёный, солить.) |
17 | 15. Дополнительный материал | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 7 в рабочей тетради — отработка действия списывания |
18 | 17. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |