Урок 26. Письменная речь: объявление. Повторение постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний жи— ши
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Работать над точностью и выразительностью речи на основе наблюдения за текстами объявлений; повторить правила постановки восклицательного знака в конце предложения; продолжить наблюдать тексты, в которых информация дана в неявном виде; повторить правило написания сочетаний жи — ши, порядок действий при списывании и анализ звукового состава слова
Ключевые понятия
-
Письменная речь, словарные слова, знаки препинания в конце предложения, пословицы, звуковой анализ слова, звуковой состав слова, буквенный состав слова, сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 4. Этап усвоения новых знаний | Словарное слово класс. При работе со словарными словами как в 1 классе, так и в последующих учитель использует те методические приёмы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т. п. Место работы со словарными словами (начало, середина, конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению |
3 | 5. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 3 (язык) в учебнике — повторение правила постановки восклицательного знака в конце предложения. Учителю рекомендуется выразительно прочитать объявление и напомнить ученикам, что восклицательные предложения произносятся с особой интонацией. Ученики по выбору списывают первое или второе предложение из объявления |
4 | 6.1. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 3 в рабочей тетради — повторение двойной функции букв я, е, ё, ю. Выполняется письменно, самостоятельно с обязательной последующей фронтальной проверкой. Должны быть подчёркнуты слова юла, поезд, яркий, подъезд, вьюга, печенье. В первом абзаце текста вместо пропуском должны быть вписаны буквы я, е, ё, ю, во втором — в начале; после гласных, ъ, ь. Вариант выполнения. В слабом классе выполняется фронтально с подробными комментариями |
5 | 6.2. Повторение и закрепление ранее изученного материала | |
6 | 7.1. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 4 в рабочей тетради — закрепление правописания словарных слов и слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, повышение осознанности в процессе написания. Учитель советует после вписывания буквы в слово сразу записывать его в нужную группу. В результате выполненная работа будет выглядеть так: Слова, написание которых нужно запомнить: собака, ребята, медведь, класс. Слова с сочетаниями жи — ши: жизнь, шишка, житель, жидкий. Слова с сочетаниями ча — ща, чу– щу: часто, щука, чудо, чайка. Возможная трудность. Слово щука ученики могут прочитать как «щека», соответственно, возникает вопрос о том, как оно пишется и с какую группу его записывать. В этом случае учитель прочит подумать о другом варианте прочтения. |
7 | 7.2. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Дополнительное задание. В каждую группу дописать ещё по два-три слова |
8 | 8. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 4 (язык) в учебнике — продолжение наблюдения за текстами, в которых информация дана в неявном виде (пословицы) ; анализировать речевые ситуации, в которых употребляются приведённые пословицы. Можно проанализировать первую пословицу Кто много делает, тот много успевает, связав её с упражнением 1: многие ребята хорошо учатся, ходят в несколько кружков и всюду успевают |
9 | 9. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
10 | 10. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — написание строчной и заглавной букв о, О вторым способом. Учитель сообщает, что иногда при быстром темпе письма для этих букв будет легче выбрать другую точку начала движения, и предлагает потренироваться. На свободной строчке можно предложить прописывать буквы о, О поочерёдно хорошо знакомым и отрабатываемым на этом уровне способом |
11 | 11. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 5 (язык) в учебнике — повторение знания о звуковом составе слова и правила написания сочетаний жи — ши. Рекомендуется для самостоятельной работы сильным ученикам, остальные учащиеся работают фронтально. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться. Следует строго придерживаться порядка выполнения действий: проанализировать первый звук в слове шить, подобрать к нему парный звонкий согласный, назвать полученное слово — жить. Затем повторить правило правописания сочетаний жи — ши, найти слова на это правило (пружина, камыши, жизнь, машина, ежи, этажи) и выписать их в тетради. Для проверки умения работать с учебником учитель просит найти в учебнике справочную информацию о правописании сочетаний жи — ши (форзац учебника) |
12 | 13. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 6 (язык; если осталось время) в учебнике — повторение умения анализировать звуковой состав слова. Проводится в классах, где учащиеся испытывают трудности при характеристике согласных звуков. Ученики должны произнести вслух каждое слово и определить, что во всех словах согласный [в] твёрдый, а в слова вилка — мягкий. При необходимости следует использовать звуковые модели |
13 | 14. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |