Урок 26. Образ Пугачёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема русского бунта
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Анализ образа Пугачёва и рассмотрение темы русского бунта в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Задачи урока
- Проанализировать особенности образа Пугачёва в романе, его роль в сюжете и значение этой фигуры для творчества А. С. Пушкина. Выявить художественные приёмы и мотивы, использованные автором при создании этого персонажа. Обсудить тему русского бунта в понимании автора романа.
Виды деятельности
-
Комментированное чтение, работа с текстом, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Герой, характеристика, романтизм, мотив, символ, пейзаж, портрет, интерьер, эпитет, метафора, контраст
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока | Выполнение заданий на знание текста. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Перед началом обсуждения учащиеся слушают высказывания М. И. Цветаевой и В. Б. Шкловского об образе Пугачёва. При необходимости учитель может пояснить и развить мнения авторов |
3 | 3. Этап усвоения и анализа нового материала | Обсуждение образа Емельяна Пугачёва в романе «Капитанская дочка». Фронтальная беседа по вопросам с опорой на интерактивные задания. – Вспомните, где в романе впервые приводится портрет Пугачёва? Какое впечатление производит он на Гринёва? 26_3_1.docx – Какое помещение описывается в следующем фрагменте текста? Кому оно принадлежит? Кто его описывает? «Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — всё было как в обыкновенной избе». 26_3_2.docx – Какую роль в создании образа Пугачёва играет мотив метели? Перечитайте эпизод с описанием метели, найдите в нём художественные приёмы. 26_3_3.docx Сравните этот фрагмент романа со стихотворением А. С. Пушкина «Бесы». (b073972) – Вспомните калмыцкую сказку о вороне и орле, которую рассказывает Пугачёв Гринёву. 26_3_4.docx. Каково ее символическое значение? Что хочет сказать этой сказкой Пугачёв? Вспомните, что отвечает ему Гринёв. ( – Какова калмыцкая сказка? – Затейлива, – отвечал я ему. – Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.) С чьей позицией вы согласны и почему? Можно ли принять обе правды? – Вспомните пословицы и поговорки, которые встречаются в речи Пугачёва. Что это говорит об этом человеке? – Как автор относится к идее народного бунта? (Проверка подготовленных дома ответов) |