Урок 26. Когда опера превращается в спектакль (продолжение)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формирование целостного представления о мире и формах искусства.
Задачи урока
- Усвоение особенностей языка оперного искусства и его художественных средств выразительности.
- Формирование понимания деятельности режиссёра и актера в создании и исполнении оперы.
- Воспитание уважения и осознания ценности оперного искусства, его художественного наследия, развитие художественного вкуса.
Виды деятельности
-
Восприятие оперы как вида музыкально-театрального искусства. Анализ роли участников создания и исполнения оперы (на отдельных примерах). Работа с текстом учебника, конспект в тетради.
Ключевые понятия
-
Содружество искусств в опере, партитура, пластика, дикция, певческие голоса.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Вопрос учителя: «Чей портрет вы видите на экране? О чём мы рассуждали на прошлом уроке, обращаясь к его словам?» Учащиеся вспоминают тему прошлого урока и особенности создания оперного спектакля, роли его участников. |
2 | 2. Постановка учебной проблемы | Вопрос учителя: «Как вы думаете, какие задачи входят в круг деятельности дирижера и оперного артиста?» Учащиеся высказывают свои представления о работе оперного режиссёра и певцов. Учитель направляет учащихся к материалу учебника (раздел 18.2). |
3 | 3. Целеполагание | Учитель просит выписать в тетрадь тезисы Б. А. Покровского и прокомментировать каждый из них. Прочитать и объяснить, почему умение читать оперную партитуру важно для претворения замысла оперы, рассказать об особенностях работы с певцами. Вопрос учителя: «Какова роль режиссёра и дирижёра в оперном спектакле? Почему дирижёра часто называют сорежиссёром спектакля?» |
4 | 4. Открытие новых знаний | Учащиеся отмечают яркий образ героини в исполнении легендарной певицы Елены Образцовой, её артистизм и великолепный голос, дикцию. Вопрос учителя: «Чем отличается роль актёра в оперном спектакле?» |
5 | 5. Открытие новых знаний | Учащиеся отмечают, что главным инструментом певца является голос. Он должен органично существовать в музыке, подчиняясь её драматургии. На экране появляется таблица певческих голосов. Учащиеся фиксируют её в тетради. Учитель и учащиеся комментируют особенности звучания каждого из них. Внутри каждого типа может быть несколько подвидов в зависимости от качества голоса и стиля пения: лирический, драматический и т.д. |
6 | 6. Открытие новых знаний | Учащиеся выполняют задание устно, затем сверяют с правильными ответами. |
7 | 7. Первичное закрепление | Выполнение задания 8 в рабочей тетради. Русская певица Н. А. Обухова отмечала: «Шаляпин не только великий певец, но и великий трагедийный актёр». Вопрос учителя: «Как это качество выражено в театральных портретах Ф. И. Шаляпина?» |
8 | 8. Первичное закрепление | После прослушивания записывают отзыв в рабочей тетради. |