Урок 24. Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Знакомство с родственными словами
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Анализировать речевые ситуации, в которых необходимо учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, а том числе в ситуации столкновения интересов; знакомить с родственными словами; закрепить умение находить слова по заданным характеристикам; отработать порядок действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, речевой этикет, родственные слова, словообразование, словарные слова, работа в паре, звуковой анализ слова, буквенный состав слова, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — моделирование речевой ситуации столкновения интересов и обсуждение вариантов успешного решения проблемы. Приведённые реплики могут прочитать хорошо читающие ученики. Не рекомендуется предлагать ученика самостоятельно формулировать продолжение разговора: следует строго придерживаться представленной в учебнике логики подачи материала, т. е. перейти к чтению предложенных вариантов (реплики продолжения разговора целесообразно прочитать учителю). Важно, чтобы в процессе обсуждения ученики выявили те формулировки, которые не учитывают интересы других, не способствуют сотрудничеству, а ведут к коммуникативной неудаче, прекращению общения |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» в учебнике подводит итоги наблюдения, формулирует правила речевого поведения |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Словарное слово ребя́та. При работе со словарными словами как в 1 классе, так и в последующих учитель использует те методические приёмы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т. п. Место работы со словарными словами (начало, середина, конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению |
5 | 5. Этап усвоения новых знаний | Выполняется упражнение 2 (речь) в учебнике — знакомство с речевыми формулами координации в диалоге, учит выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Следует проанализировать каждую реплику и в процессе обсуждения прийти к выводу, что третий и четвёртый варианты не позволят собеседникам договориться. Чтобы приблизить приведённые в упражнении реплики к реальному речевому общению конкретного класса, учитель должен смоделировать те ситуации, в которых возможны противоречия интересов учеников. Например: следует договориться. Кода класс отправится в выходные дни — в музей, в зоопарк или знакомиться с историей города (на экскурсию); как поздравить мам с Международным женским днём — подготовить концерт, нарисовать газету, копить и подарить открытки и т. п. |
6 | 6. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Давай подумаем» в учебнике организует наблюдение за словами, имеющими общую часть (термин «корень слова» не используется). Чтобы ученики пришли к правильному выводу и согласились с приведённым в учебнике вариантов ответа, необходимо при анализе каждого слова использовать приём развёрнутого толкования: снеговик, Снегурочка, снежная (баба) — сделаны из снега, снегокат — машина, которая (то, что) едет (катится) по снегу, снежинка — частичка снега |
7 | 8. Первичное закрепление материала | Выполняется фронтально упражнение 5 в рабочей тетради — наблюдение за группами родственных слов. После прочтения задания важно предложить учащимся вспомнить, какие слова в русском языке называются родственными. После выслушивания ответов учащихся учитель предлагает открыть учебник на странице 79 (урок 24) и прочитать рубрику «Обрати внимание». Во время работы с группами родственных слов нужно давать развёрнутое толкование каждого слова. дополнительно можно предложить учащимся продолжить каждый ряд — это будет способствовать расширению словарного запаса. После постановки ударения важно назвать слова с ударными главными в выделенной части. Дополнительное задание. Списать две группы слов в рабочую тетрадь |
8 | 9. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 4 (язык; работа в парах) в учебнике — повторение алгоритма проведения звукового анализа. Выполняется учениками, обученными методике парной работы. Может быть рекомендовано для самостоятельной работы сильным ученикам. В упражнении 2 одно слово, соответствующее заданным условиям (два слога, три звонких согласных, первый главный звук ударный), — будем |
9 | 10. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 6 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Особое внимание нужно обратить на написание слов когда-то, двадцать, оловянных, расставлять; кроме того, нужно нацелить учащихся на постановку запятых во втором предложении. Дополнительное задание. Найти предложение с восклицательным знаком в конце, хором прочитать его орфографически, повторить орфографические несколько раз, а потом по памяти записать в тетрадь. Затем проверить свою запись, сверив с предложением в тетради на печатной основе |
10 | 11. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
11 | 12. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений при написании заглавной буквы И за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Предлагаемая работа очень похожа на проводившуюся на уроке 23. На первой строчке отрабатывается наиболее сложный момент написания этой буквы: изменение угла линии, идущей вверх после выполнения закругления. Чтобы предупредить появление ошибочных начертаний, связанных с отсутствием изменения угла идущей вверх линии, нужно специально оговорить с учащимися необходимость изменения угла наклона, попросить их найти точку, в которой происходит это изменение, отметить эту точку цветом. Стоит также ещё раз зафиксировать внимание учащихся на параллельности линий внутри отрабатываемого элемента и внутри буквы. На третьей строчке можно потренироваться в безотрывном написании буквы и, на четвёртой — в безотрывном написании заглавной буквы Ш или букв а, б, д, л, м, я, п, н, и, у |
12 | 13. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 (язык; трудное) в учебнике — продолжение знакомства с родственными словами. Рекомендуется для фронтальной работы в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся, в остальных может не проводиться. Как и при знакомстве с родственными словами в рубрике «Давай подумаем», рекомендуется построить работу с использованием приёма развёрнутого толкования: лесок — маленький лес, лесной — относящийся к лесу, лесник — тот, кто ухаживает за лесом, лесоруб — тот, кто рубит лес. Ученики списывают слова и отмечают графически (дугой) общую часть — лес- |
13 | 14. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 в рабочей тетради — отработка умения соотносить звуковой и буквенный состав слов, повторение знаний о звуках русского языка. Выполняется письменно, самостоятельно с обязательной последующей фронтальной проверкой. Правильными являются второе и третье утверждения. Дополнительное задание. Придумать ещё одно-два правильных утверждения о слове маяк. Возможные варианты: 1) второй слог ударный; 2) есть два звонких согласных звука; 3) есть буква, обозначающая два звука. Вариант выполнения упражнения. В очень слабом классе это упражнение можно выполнить по-другому: сначала предложить учащимся самостоятельно построить звуковую модель слова маяк (составить из фишек или нарисовать цветными ручками в тетради рядом со словом), поставить ударение, потом проверить правильность выполнения и приступить к поиску правильных утверждений. Каждое утверждение читается вслух, в процессе фронтального обсуждения делается вывод о его правильности или неправильности — модель в этом случае является основанием для принятия решения |
14 | 15. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |