Урок 24. Контрольная работа. Знакомство с личностью В. М. Гаршина. Образ оранжереи и директора ботанического сада
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Проведение контрольной работы по итогам первой четверти. 2. Знакомство с творчеством В. М. Гаршина.
Задачи урока
- 1. Проверить знания учеников (контрольная работа).
- 2. Повторить литературоведческие понятиия и термины: литературная сказка, аллегория, олицетворение.
- 3. Рассказать о творчестве В. М. Гаршина.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, письменная контрольная работа
Ключевые понятия
-
Аллегория, олицетворение, литературная сказка, сравнение, символ
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 2. Вводное слово учителя о В. М. Гаршине | Задача учителя — познакомить учеников с личностью писателя, заинтересовать его творчеством. Смысл своего творчества он выразил в образе рабочего-«глухаря», который оглох, работая клёпальщиком. Искусство должно «ударять в сердце» и «лишать спокойствия». Как писатель, он мыслил образами-символами. Образы в его литературных произведениях символизируют какие-то человеческие качества, черты характера или общественные явления. |
2 | 3. Повторяем пройденное | Начинается урок с вопроса о том, что такое аллегория. Ученики вспоминают, что это понятие чаще всего используется при анализе басни. Предложите кому-либо из учеников дать определение аллегории: это иносказание, выражение идеи в конкретном образе. Возможно, ученики объяснят это понятие менее чётко и лаконично, поэтому непременно нужно, чтобы они привели примеры аллегории из известных им произведений. Затем вспомните вместе со школьниками, что такое олицетворение и сравнение. |
3 | 4. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Сказка «Attalea Princeps» Обратите внимание ребят на то, что оранжерея очень красива. Что делает оранжерею такой красивой? Закройте текст рассказа и опишите, какой вы её запомнили. Какие детали особенно обратили на себя ваше внимание? Обычно оранжерея строится для того, чтобы растения могли безопасно расти. Как рассказчик называет растения в этой оранжерее? («Сквозь толстые прозрачные стёкла виднелись заключённые растения».) Предложите описать, как жили растения в оранжерее. Чего им не хватало? Почему растениям не хватало ветра? («Растения стояли и слушали вой ветра и вспоминали иной ветер, тёплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье. И им хотелось вновь почувствовать его веянье, хотелось, чтобы он покачал их ветви, поиграл их листьями. Но в оранжерее воздух был неподвижен...») Кто называл пальму по-латински? Было ли у пальмы другое, более верное название? Кто его мог знать? Итак, «бразильянец» коснулся рукой пальмы, попрощался с ней и ушёл. Пальма осталась доживать в оранжерее одна. Предложите ребятам найти в тексте и прочитать вслух, как ей жилось в оранжерее. Чем пальма выделялась среди других растений в оранжерее? Как относились к ней другие растения? |
4 | 5. Информация о домашнем задании | 1. Дочитать произведение. 2. Перечислить растения, которые жили в оранжерее и охарактеризовать каждое из них. |