Урок 22. Проблематика произведения «Снегурочка». Образ главной героини
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. 2. Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной.
Задачи урока
- 1. Инсценировка пьесы-сказки.
- 2. Отработка навыков выразительного чтения драматического произведения.
- 3. Анализ образа Снегурочки.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, выразительное чтение, рассказывание, инсценировка
Ключевые понятия
-
Аллегория, олицетворение, литературная сказка, “Снегурочка”, ремарка, реплика, Ярило-Солнце, Купава, Лель, Берендей
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания | Учитель демонстрирует первое действие оперы “Снегурочка” (отрывок). |
2 | 2.1. Выразительное чтение пьесы-сказки. Инсценировка | На этом уроке в центре обсуждения образ главной героини. Большое внимание уделяется выразительному чтению фрагментов. Следует обращать внимание учеников на то, что при чтении реплик персонажей, их монологов и диалогов нужно передать настроение и характер героев. Инсценирование эпизодов из пьесы. Представление презентации о Яриле-Солнце. Вопросы и задания для обсуждения 1. Прочитайте выразительно монолог Снегурочки (действие 1, явление 4, «Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!»). Что привлекает Снегурочку в Леле? 2. Как вы понимаете выражение «холодное сердце»? Почему Снегурочка называет своё сердце холодным и страдает от того, что не может любить? 3. Чем Снегурочке противопоставлена Купава? Какой вы представляете себе эту героиню? Почему именно её, а не Снегурочку выбирает Лель? 4. Островский многим своим героям давал «говорящие имена», которые могли многое рассказать о человеке. Так, слово «мизгирь» в некоторых губерниях употреблялось в значении «злой паук». Оправдывает ли своё имя торговый гость? Какие поступки и слова героя наиболее точно его характеризуют? Вызывает ли Мизгирь сочувствие? 5. Прочитайте выразительно монолог Снегурочки (действие 4, явление 2, «Ах, мама, что со мной?»). Как она меняется, когда получает от матери дар любви? Почему Снегурочка влюбилась именно в Мизгиря? |
3 | 2.2. Выразительное чтение пьесы-сказки. Инсценировка | |
4 | 3. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Пока дети отвечают на вопросы, учитель демонстрирует иллюстрации. 1. Снегурочка — дочь Мороза и Весны. Подумайте, какие качества унаследовала она от своих родителей. Почему она хочет пожить у берендеев? 2. Прочитайте ремарки, описывающие место действия. Расскажите о стране берендеев. 3. Что за народ берендеи? Расскажите о них. Какие комические эпизоды с ними связаны? Можно ли назвать судьбу Снегурочки трагичной? 4. Как вы думаете, чем берендеи вызвали гнев Ярилы-Солнца? |
5 | 4. Итоговое задание | Класс выполняет задания. |
6 | 5. Информация о домашнем задании | Перечитайте заключительный монолог царя Берендея. Как вы думаете, почему справедливый и добрый царь не сожалеет ни о смерти Снегурочки, ни о смерти Мизгиря? Как правило, заключительный монолог Берендея озадачивает школьников. Его слова о том, что ни кончина Снегурочки, ни гибель Мизгиря не должны тревожить души берендеев, непонятны детям. Учитель должен пояснить, что ценою гибели Снегурочки, узнавшей, что такое любовь, берендеи избавляются от сердечной остуды, от долгой зимы. Перестаёт гневаться на них и бог Ярила. Островский обращает внимание читателей и зрителей на то, что, несмотря на гибель прекрасной Снегурочки, красота мира вечна, в него вернулись тепло, радость и любовь. Пьеса- сказка «Снегурочка» проникнута красотой и гармонией жизни, любовью к ней. Интерпретацию финальных сцен (объяснение Снегурочки с Мизгирём и гибель Снегурочки) можно представить в экранизации (художественный фильм «Снегурочка», 1968, реж. П. П. Кадочников), поскольку сцены очень сложны в эмоциональном плане для шестиклассников. Домашнее задание: 1. Пользуясь планом-подсказкой в рабочей тетради, написать характеристику одного из героев пьесы-сказки. 2. Подготовиться к творческой работе. |