Урок 22. Лирика Болдинской осени в творчестве А. С. Пушкина
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Проанализировать значение периода Болдинской осень в лирике А. С. Пушкина
Задачи урока
- Читать и анализировать стихотворения А. С. Пушкина «Бесы», «Осень…». Отмечать особенности творчества поэта в данный период его жизни
Виды деятельности
-
Выразительное чтение стихотворений, прослушивание аудиоматериалов, работа с текстом, работа с иллюстрациями, работа с критическими статьями, фронтальная беседа, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Лирический герой, лирический сюжет, отрывок, ирония, метафора, эпитет, повтор
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | Несколько учащихся зачитывают домашние сочинения, дискуссия строится на сравнении ответов, выражении слушателями своего согласия или несогласия. |
2 | 2. Этап усвоения и первичного закрепления нового материала | Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Бесы». B072681 Фронтальная беседа и анализ стихотворения по вопросам рубрик «Решаем читательские задачи» и «Обсудим вместе» и интерактивным заданиям объекта 22_2.docx. – Какое настроение лирического героя передано в стихотворении «Бесы»? Укажите повторяющиеся эпитеты, передающие его. (22_2_1.docx) – Какие пейзажные картины рисуются в этом стихотворении? – Кто первый упоминает о бесах? (22_2_2.docx ввод - ямщик) – Как развивается этот образ в воображении лирического героя? Можем ли мы отличить вымысел от реальности? – Перечитайте монолог ямщика в стихотворении «Бесы». Как поэту удалось передать особенности народной речи? – 22_2_3.docx. Какие олицетворения встречаются в стихотворении? – Вспомните стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» и «Зимняя дорога». (22_2_4.docx) Что общего в изображении зимнего вечера в этих стихотворениях? – Какую роль, на ваш взгляд, играет образ дороги? – Как создаётся звуковая инструментовка стихотворения «Бесы»? Обратите внимание на рефрен, повторы, ритм и слова, передающие звучание. Какова их роль в тексте?(22_2_5.docx ) |
3 | 3. Этап усвоения и первичного закрепления нового материала | Прослушивание фрагментов аудиозаписи стихотворения «Осень». 22_3_1.docx. Выразительное чтения стихотворения. Работа с иллюстрациями Работа с текстами произведений. Фронтальная беседа и анализ стихотворений по вопросам рубрик «Решаем читательские задачи» и «Обсудим вместе» и интерактивным заданиям объекта 22_3.docx. – Вспомните, что вы знаете о жанре отрывка. Как подчёркивается «фрагментарность» стихотворения «Осень»? – Какими изображает поэт весну, зиму и лето? 22_3_2.docx Чем, по-вашему, вызвана его ирония? – Перечитайте строфы, посвящённые осени. С каким чувством поэт говорит о ней? Почему? – Как рисуется процесс вдохновения и творчества? Можно ли сказать, что он опоэтизирован А.С. Пушкиным, ведь нам известно, что поэзия — это тяжёлый труд? – Обратитесь к эпиграфу стихотворения. Подумайте, как он соотносится с содержанием. – Какой приём использует автор для описания осени? (22_3_3.docx, развёрнутое сравнение) Как это помогает раскрыть характер лирического героя? – Перечитайте шестую и седьмую строфы стихотворения «Осень». Как преодолевается унылое настроение? Почему размышления о смерти не пугают лирического героя? – С помощью каких изобразительно-выразительных средств рисуются картины осени? (22_3_4.docx) – Перечитайте последние строфы «Осени». Как вы понимаете их? Какая тема появляется в стихотворении и с помощью каких образов раскрывается? – Какую роль играет сравнение вдохновения с кораблём? Почему это сравнение мы можем назвать развёрнутым? |
4 | 4. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Работа с критической статьей. Чтение фрагмента из книги Л.Я. Гинзбург «О лирике» (стр. 227 учебника), выполнение задания 22_4.docx. Итогом обсуждения должен стать вывод о том, что в зрелой лирике А. С. Пушкин умело сочетает просторечные, намеренно прозаичные слова и выражения и оригинальные поэтические образы. Поэт возвышает и эстетизирует обыденность, не приукрашивая ее. Красоту и поэзию он находит в обычных вещах, окружающих нас на каждом шагу в повседневной жизни. |
5 | 5. Информация о домашнем задании | Прочитать стихотворения А. С. Пушкина, посвященные теме поэта и поэзии и статью в учебнике об этих стихотворениях. |