Урок 21. Тема любви в лирике Пушкина
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Рассмотреть воплощение темы любви в лирике А. С. Пушкина
Задачи урока
- Читать и анализировать стихотворения А. С. Пушкина «К***», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил: любовь еще, быть может…».
Виды деятельности
-
Выразительное чтение стихотворений, прослушивание аудиоматериалов, работа с текстом, лекция, фронтальная беседа, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Лирический герой, лирический сюжет, послание, композиция, метафора, эпитет, элегия, повтор, мелодика
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | Фронтальная беседа по вопросам домашнего задания. Несколько учащихся зачитывают развернутые ответы на каждый вопрос. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Прослушивание аудиозаписи и выразительное чтение стихотворений «К***», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Прослушивание романсов на стихи А. С. Пушкина. – Как вы думаете, помогает или мешает музыка понять содержание и настроение лирического произведения? – Почему именно эти стихотворения положены на музыку? |
3 | 3. Этап закрепления и первичной проверки | Работа с текстами произведений. Фронтальная беседа и анализ стихотворений по вопросам рубрик «Решаем читательские задачи» и «Обсудим вместе» и интерактивным заданиям объекта 21_3.docx. – 21_3_1.docx 1. – Какие факты биографии А.С. Пушкина нашли отражение в стихотворении «К ***»? Какие периоды жизни поэта отражены в стихотворении? – На сколько частей можно разделить стихотворение «К ***»? Каким настроением окрашена каждая часть? – Литературоведы отмечают, что лирический сюжет этого стихотворения обрамляется композиционным кольцом, что в стихотворении два «чудных мгновения». Докажите это, обратившись к тексту, и подумайте, какое из двух мгновений более дорого лирическому герою и почему. Как это выражено в стихотворении? – Что воскресает у поэта с любовью? В чём особенность этого чувства в изображении А.С. Пушкина? – Какие черты любимой женщины называет поэт в стихотворении «К ***»? Можем ли мы по ним нарисовать её портрет? В чём особенность подобного описания? – 21_3_2.docx – С помощью каких художественных приёмов создаётся музыкальность, мелодичность стихотворения? Прочитайте эти строки так, чтобы чувствовалась их мелодика. 2. – Каково состояние лирического героя в стихотворении «На холмах Грузии…»? – 21_3_3.docx – Почему его называют элегией? – 21_3_4.docx. Почему, на ваш взгляд, лирический герой называет свою печаль светлой? Чем дорога́ герою его грусть? 3. – 21_3_4.docx – Как вы думаете, о прошедшем ли чувстве говорит лирический герой стихотворения «Я вас любил…»? В чём, по-вашему, смысл троекратного повтора этого утверждения? – Как относится герой к женщине в стихотворении «Я вас любил…»? Почему эту любовь мы можем назвать жертвенной? – Каким представляется вам лирический герой любовной лирики А.С. Пушкина? Охарактеризуйте его. |
4 | 4. Информация о домашнем задании | Написать небольшое сочинение-рассуждение на следующую тему: Можем ли мы с уверенностью сказать, кому посвящены пушкинские стихотворения о любви? Можем ли мы точно воссоздать жизнь поэта по его любовной лирике? Согласитесь с мнением о том, что в стихах о любви раскрывается не хронология биографии поэта, а биография его души, — или опровергните это мнение. |