Урок 21. Слова в предложении
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Отрабатывать умение определять тип предложения по цели высказывания и интонации; наблюдать «поведение» слов в предложении (изменение формы слова)
Ключевые понятия
-
предложение, виды предложений по цели высказывания, виды предложений по интонации, форма слова, изменение формы слова, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Каллиграфическая минутка. Назвать сходство и различия строчных букв б, д. Прописать строчку строчных букв б, д, обращая особое внимание на замыкание овала. |
3 | Отработка умения | В рубрике «Давай подумаем» отрабатывается умение различать предложения и не предложения; определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Выполняется письменно, фронтально. Если запись является предложением, ученики определяют, какое это предложение по цели высказывания и по интонации, а потом записывают предложение в тетрадь. Необходимо проверить правильность списывания. Вторая часть рубрики организует наблюдение за «поведением» слов в предложении; помогает учащимся прийти к выводу: набор слов не является предложением, слова в предложении связаны между собой и потому немного меняются, когда занимают своё место в предложении. |
4 | Наблюдение | Выполняется письменно, в парах упражнение 1 — наблюдение за изменением формы слова, а также повторение частей речи. Проводится с опорой на языковой опыт учеников. Правильность записи в тетрадях необходимо проверить (или после обсуждения записать слова на доске). Слово подсолнух учитель пишет на доске. Возможная трудность. Вместо стои́т ученики могут подобрать форму стоя́л. В этом случае следует предложить ученикам обратить внимание на слово темнеют, а затем прочитать два варианта загадки (с формой стоя́л и с формой стои́т) и попросить выбрать наиболее подходящий по смыслу. |
5 | Отработка умений | Упражнение 2 (работа в паре) — отработка умений составлять предложение из набора слов, определять тип предложения по цели высказывания и интонации. Первая часть задания выполняется письменно, самостоятельно, вторая часть (характеристика предложений) — фронтально, параллельно проверяется правильность составления предложений и постановки знаков в конце предложения. Дополнительное задание. Определить, какими частями речи являются слова первых двух предложений. |
6 | Дополнительный материал | Дополнительная работа 1. Определить, какими по цели высказывания и по интонации являются записанные на доске предложения (вариант: предложения читает учитель). Хочешь, дождинки с тобой посчитаю? Сколько же с неба воды натекло! Как свеж и зелен наш сад! Я бегу, бегу, бегу, удержаться не могу! 2. Найти ошибки и исправить их (предложения записывает на доске или читает учитель). Орехи растёт на деревьях. У орла сильные крыло. Сыр делают из молоко. Из черники варить вкусное варенье. Определить, какими частями речи являются слова в этих предложениях. |
7 | Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание. Упражнение 3 — отработка умений, названных в предыдущих упражнениях. Разбирается в классе устно, ученики определяют цель высказывания и интонацию. Письменно выполняется как домашнее задание. |