Урок 21. Музыка в семье муз
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формирование целостного представления о мире и формах искусства.
Задачи урока
- Усвоение особенностей языка музыкального искусства и его художественных средств выразительности.
- Формирование представления о взаимодействии музыки и живописи, умения выявлять и анализировать ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности.
- Развитие образного восприятия.
- Воспитание уважения и осознания ценности музыкального искусства, его художественного наследия.
Виды деятельности
-
Восприятие произведений искусства. Исследование характерных особенностей музыки и живописи. Осмысление основных выразительных средств музыки и живописи. Работа с текстом учебника. Работа с таблицами.
Ключевые понятия
-
Выразительные средства искусства, «музыкальность живописи», «живописная музыка», динамика, колорит, ритм, линия, палитра, лад, тональность.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Учащиеся вспоминают название произведения и автора, а также другие произведения Э. Грига («В пещере горного короля», «Танец Анитры» и т. д.), в какой стране жил и творил композитор. Вопрос учителя: «Можно ли это произведение назвать музыкальным пейзажем?» |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Учитель предлагает учащимся прослушать еще одно произведение Э. Грига «Бабочка» из альбома «Лирических пьес» Вопрос учителя: «Какими музыкальными средствами Эдвард Григ передаёт нам этот образ?» Задача учителя – нацелить учащихся на те выразительные средства музыки, которые рождают зрительные ассоциации, эмоциональный отклик. |
3 | 3. Целеполагание | Учитель обращается к творчеству одного из прекрасных мастеров «живописной музыки» – французскому композитору Клоду Дебюсси. Работа с учебником. Учащиеся знакомятся с характеристикой его творчества на с. 224–225 учебника. Затем учитель дает учащимся прослушать пьесу К. Дебюсси «Сады под дождем» из цикла «Эстампы». |
4 | 4. Обобщение и закрепление новых знаний | Учащиеся приводят примеры произведений, в которых они видели музыкальное начало, обращаются к высказываниям В. Васнецова и С. Коненкова о влиянии музыки на их творчество; рассуждают о таких понятиях в живописи и музыке, как динамика, колорит, ритм, линия, палитра, лад, тональность. |
5 | 5. Обобщение и закрепление новых знаний | Вопрос учителя: «В чём заключается музыкальность живописи этого художника? Как звучат его краски и какова их «тональность» и ритм?» |
6 | 6. Обобщение и закрепление новых знаний | Вопрос учителя: «А как “звучит” полотно художника Кандинского?» |
7 | 7. Самостоятельная работа | Учащиеся рассматривают картины и заполняют таблицу. |