Урок 20. Содружество искусств и литература (продолжение)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формирование целостного представления о мире и формах искусства.
Задачи урока
- Формирование представления о взаимодействии литературы и музыки, литературы и театра, литературы и кино.
- Осознание значения литературы для воплощения музыкальных образов, понимание специфики развития действия в произведениях литературы и театра.
- Развитие художественного вкуса и расширение эстетического кругозора.
Виды деятельности
-
Восприятие смысла художественного образа в литературе и музыке; сравнение интерпретаций одного литературного образа разными композиторами. Работа с учебником. Работа в группах.
Ключевые понятия
-
Временные и синтетические искусства, интонация, художественный образ, «кинематографичность» литературы, «покадровое видение», «монтаж» кусков повествования.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Вопросы учителя: – Почему этот романс М. И. Глинки считают полным слиянием музыки и текста? – Приведите примеры «сотрудничества» музыки и литературы. Что объединяет эти искусства? |
2 | 2. Постановка учебной проблемы | Вопрос учителя: «Как выражается содружество искусств – музыки, театра, кино и литературы?» Учащимся предлагается прочитать раздел 15.2 на с. 212–214 учебника и рассказать о взаимодействии литературы и музыки. |
3 | 3. Целеполагание | Учащимся предлагается выразительно прочитать это стихотворение и описать его художественный образ. Затем дать прослушать романсы М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. |
4 | 4. Целеполагание | Вопрос учителя: «Какое впечатление оказала на вас музыка этих двух романсов? Как композиторы прочитали стихи А. С. Пушкина?» |
5 | 5. Самостоятельная работа | Учитель предлагает повторно прослушать романсы современников и отметить их различные подходы к этому стихотворению. |
6 | 6. Обобщение и закрепление новых знаний | Вопрос учителя: «Как взаимодействуют театр, кинематограф и литература? Что общего и различного в их содружестве?» Работа с учебником. Учитель делит учащихся на группы. 1 группа читает раздел 15. 3 на с. 215–216 учебника. Отвечают на вопросы: «Что же сближает литературу и театр? В чём заключается специфика развития действия в литературном произведении и театральном спектакле?» 2 группа читает раздел 15.3 на с. 216–218учебника. Отвечают на вопросы: «Справедливо ли утверждение, что кино – это «видимая литература»? Как искусство кинематографа постигает и использует законы литературы?» Затем учитель просит учащихся привести наибольшее количество примеров из театральной классики и экранизации литературных произведений, оформив письменным перечнем произведений. Это даёт дополнительные баллы для итогового оценивания команды. Задача учителя закрепить уже полученные из глав 2 «Азбука театра» и 7 «Искусство кинематографа» знания и научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретённым опытом. |