Урок 20. Повторение и обобщение изученного в 5—9 классах. Морфология
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Помочь учащимся повторить и обобщить знания в области морфологии, а также отрабатывать умения применять полученные знания на практике
Задачи урока
- Вырабатывать у учащихся представление о системном характере языка и строении его основных единиц, умение пользоваться имеющимися знаниями в речевой практике (при характеристике текстовых единиц), соблюдать основные правила культуры речи, наблюдать за экспрессивными возможностями слов служебных частей речи в художественном тексте
Виды деятельности
-
Выполнять тестовые задания на знание лингвистической характеристики языковых единиц, владение грамматической (морфологической) нормой
Ключевые понятия
-
Грамматическое значение, форма слова, морфологические нормы
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация прежних знаний | Проверка выполнения упражнения № 324 учебника. Беседа по вопросам: В чём особенность наречия как самостоятельной части речи? Что объединяет предлоги, союзы и частицы? Какие слова не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным? |
2 | 2. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Повторение изученного ранее. |
3 | 3. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Комплексный анализ текста. Самостоятельные части речи: наречие и слова категории состояния (их морфемный состав, разряды по значению, синтаксическая роль). Наблюдение за экспрессивным использованием наречий и слов категории состояния в художественном тексте. |
4 | 4. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Комплексный анализ текста. Служебные части речи: предлог (морфологические признаки, синтаксическая роль). Опознавание предлога в составе предложения. Наблюдение за экспрессивным использованием предлогов в художественном тексте. Тропы. |
5 | 5. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Комплексный анализ текста. Служебные части речи: союз (разряды по значению, синтаксическая роль). Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Наблюдение за экспрессивным использованием союзов в художественном тексте. |
6 | 6. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Комплексный анализ текста. Служебные части речи: частица (разряды по значению, синтаксическая роль). Опознавание частицы в составе предложения. Наблюдение за экспрессивным использованием частиц в художественном тексте. |
7 | 7. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Междометия и звукоподражательные слова. Наблюдение за экспрессивным использованием междометий и звукоподражательных слов в художественном тексте. Различение предлога союза и частицы как служебных частей речи. Омонимия слов разных частей речи. |
8 | 8. Этап закрепления и первичной проверки | Выполнение упражнения № 325 учебника. |
9 | 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Какие вопросы из пройденного материала необходимо повторить к экзамену? |
10 | 10. Информация о домашнем задании |