Урок 2. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Помочь учащимся познакомиться с разными значениями, которые выражают бессоюзные сложные предложения
Задачи урока
- Вырабатывать у учащихся
- умение определять смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений и в зависимости от этого ставить соответствующие знаки препинания
Виды деятельности
-
Определять структурные признаки бессоюзных сложных предложений и смысловые отношения между их частями
Ключевые понятия
-
Значение перечисления; значение причины, пояснения, дополнения; значение противопоставления, времени, условия, следствия
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация прежних знаний | Опрос по теоретическому материалу § 30. Проверка выполнения упр. 145 рабочей тетради. Обобщение учителя: выбор автором текста знака препинания непременно связан с выражением определённых смысловых отношений между частями БСП. Например, запятая в предложении Ветер усиливается, собирается гроза говорит о том, что между его частями существуют отношения перечисления, двоеточие — о том, что автор передаёт причинные отношения, а тире — условно-следственные. |
2 | 2. Закрепление знаний | Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения не всегда выражены чётко, поэтому работа по их определению, связанная с выработкой языкового чутья у школьников, должна вестись на каждом занятии, постепенно, от простого к сложному, на обширном материале, с повторным обращением к уже изученному. Задание направлено на закрепление знания соответствий между значением бессоюзных сложных предложений и передающими их знаками препинания (это упражнение полезно выполнять на скорость). |
3 | 3. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Задание направлено на опознавание бессоюзных сложных предложений (БСП) с заданным значением (определённым типом отношений между частями) с учётом знака препинания (первичное знакомство). |
4 | 4. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Задание направлено на отработку постановки знака препинания между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между ними (первичное знакомство) |
5 | 5. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Задание направлено на отработку выбора условий постановки двоеточия и тире между частями бессоюзного сложного предложения и внутри простого предложения |
6 | 6. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Задание направлено на отработку выбора условий постановки двоеточия и тире между частями бессоюзного сложного предложения и внутри простого предложения |
7 | 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Подведение итогов занятия: какие новые знания о бессоюзном сложном предложении получили учащиеся на этом уроке? |
8 | 8. Информация о домашнем задании |