Урок 2. Наблюдения ― основа астрономии
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Раскрыть особенность методов астрономии
Задачи урока
- Научиться изображать и находить на небесной сфере основные круги, линии и точки; использовать знания из раздела «Оптика» курса физики для построения хода лучей в оптической системе телескопа; объяснять устройство и принцип действия телескопов-рефлекторов и телескопов-рефракторов.
Виды деятельности
-
Участвовать в диалоге, групповой работе; формулировать научные понятия; использовать актуальные знания для описания новых понятий; строить логичные устные высказывания; использовать информацию, представленную в различных формах; выполнять логические операции ― анализ, обобщение, рефлексию познавательной деятельности.
Ключевые понятия
-
Небесная сфера, зенит, надир, отвесная линия, плоскость горизонта, азимут, высота, угловые размеры тел, телескоп-рефрактор, телескоп-рефлектор.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к деятельности | В ходе беседы необходимо подчеркнуть ценность астрономических знаний. |
2 | 2.1. Актуализация опыта и предшествующих знаний | В ходе беседы озвучивается фактический материал, изученный на предыдущем уроке. |
3 | 2.2. Актуализация опыта и предшествующих знаний | В ходе обсуждения выявляются известные учащимся факты, подтверждающие зарождение астрономии в глубокой древности. |
4 | 3.1. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | Используя текст, учащиеся анализируют особенности астрономических объектов и требования, которые предъявляются при этом к астрономическим методам. |
5 | 3.2. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | Используя слайд-шоу, учащиеся анализируют особенности астрономических методов и условий проведения исследований, их отличие от методов и условий проведения исследований в других естественных науках. |
6 | 4.1. Открытие нового знания учащимися | В ходе обсуждения используется рисунок, вводится понятие «небесная сфера». |
7 | 4.2. Открытие нового знания учащимися | Используя рисунок, учащиеся знакомятся с элементами небесной сферы: точками (зенит, надир), линиями (отвесная линия), кругами (горизонт). Вводятся понятия азимута и высоты светила. Все рассмотренные элементы изображаются учителем последовательно на доске, а затем учащимися в тетради. Данная последовательность позволяет учащимся преодолеть трудности в осознании особенностей модели небесной сферы, в работе с теоретическими понятиями. |
8 | 4.3. Открытие нового знания учащимися | В ходе обсуждения рисунка анализируются принципы использования кинестетических правил для определения угловых размеров. Учащиеся подводятся к выводу о пределах возможностей для наблюдений, проводимых невооруженным глазом, узнают значение углового разрешения глаза. |
9 | 4.4. Открытие нового знания учащимися | Подчеркнув ограниченность использования метода наблюдения из-за ограниченности возможностей человеческого зрения, учитель подводит учащихся к мысли о необходимости применения телескопов. Рисунки иллюстрируют собирание света оптической системой глаза и объективом телескопа, ход лучей в менисковом телескопе, построение изображения в оптической системе рефрактора Кеплера. Учащимся предоставляется возможность представить доклад «Устройство и принцип действия телескопа: рефракторы и рефлекторы». В процессе заслушивания доклада коллективу класса предлагается законспектировать основные тезисы. |
10 | 4.5. Открытие нового знания учащимися | Учащиеся представляют доклад «История изобретения телескопа». В обсуждении обращается внимание на устройство первых телескопов, их усовершенствование до современных видов. Демонстрируются изображения телескопов Галилея, Гершеля, Хукера и БТА. |
11 | 4.6. Открытие нового знания учащимися | Учащиеся заполняют таблицы, используя текст учебника и тезисы докладов. После заполнения таблиц необходимо организовать обсуждение результатов. |
12 | 4.7. Открытие нового знания учащимися | Учитель демонстрирует изображения современных космических и наземных обсерваторий, указывает на всеволновость современных телескопов. Учащиеся представляют доклад «Современные телескопы», остальным учащимся предлагается законспектировать основные тезисы. |
13 | 4.8. Открытие нового знания учащимися | Учащиеся заполняют таблицу, используя текст учебника и тезисы доклада. После заполнения таблицы необходимо организовать обсуждение результатов. |
14 | 5. Включение нового знания в систему | В ходе обсуждения вопросов акцентируется внимание на границах применимости каждого из диапазонов электромагнитного излучения для получения информации о космических объектах. |
15 | 6. Рефлексия деятельности | В ходе обсуждения ответов на рефлексивные вопросы необходимо акцентировать внимание на ценности метода наблюдений в астрономии, широте его возможностей, обусловленной использованием всех диапазонов электромагнитного излучения для получения информации о космических объектах. |
16 | 7. Домашнее задание |