Урок 2-3 Фронтовая война
Подвести к пониманию основных направлений деятельности «белых» и «красных» в годы гражданской войны.
УРОК 2–3. «Красные» и «белые» в Гражданской войне (Фронтовая война)
Цель: подвести к пониманию основных направлений деятельности «белых» и «красных» в годы гражданской войны.
Задачи.
Образовательные:
- определить содержание экономической политики «белых» и «красных»;
- изучить события, которые происходили на разных этапах войны;
- усвоить, какие фронты были сформированы «белыми», и какие действия для борьбы с ними предпринимали «красные».
- сформировать представления о взаимоотношениях различных политических сил в обществе того времени.
Развивающие: продолжить работу над развитием:
- учебно-информационных умений (работа с текстом учебника, историческими источниками, текстом презентации, картой);
- учебно-интеллектуальных умений (анализировать, обобщать, делать выводы).
Воспитательные: формировать нравственные и коммуникативные качества личности.
Гражданская война. Раскол в стране.
Земля, Россия, дом родной в огне.
Раскол в сердцах, идет на брата брат,
И, кажется, что нет пути назад.Где «белые»? Где «красные»?
Куда всех завела гражданская беда?
И льется кровь, сын на отца идет…
Войной расколот русский наш народ.Разруха, голод, слезы матерей,
Голодные глаза больных детей.
А сколько жизней унесла с собой
Гражданская, кровавый, смертный бой.Дней давних перелистаны страницы.
Как много лет прошло, как время мчится.
Раскол страны. Гражданская война.
Так выпьем чашу памяти до дна.Курбатова Т. Л.
Ход урока
I Этап. Закрепление изученного материала.
Слайд № 1.
Учитель. Посмотрите на слад. О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Ответы)
Давайте вспомним, что нам известно о начале Гражданской войны
1) Вопросы: (2-3 минуты)
- Дайте определение понятию гражданская война.
- Назовите причины гражданской войны в России?
- Охарактеризуйте основные этапы Гражданской войны.
- Дайте определение понятию интервенция. Назовите основные цели интервенции.
- Назовите особенность гражданской войны.
2) Упражнение: закончи предложение (отвечают письменно в тетрадях, затем осуществляют взаимопроверку); 3-4 минуты.
Слайд № 4.
- В ноябре 1917 года в Новочеркасске из офицеров начала формироваться ……. армия.
- Одним из её создателей был генерал ……
- На территории Дона противники большевиков стали создавать ……… армию.
- Интервенция началась в марте 1918 года с высадки английского десанта в ……..
- В соответствии с декретом СНК от 15 января 1918 года начала создаваться ……
- В сентябре 1918 года был создан орган управления войсками фронтов и армий ……
- Его возглавил ……
- Широкомасштабная гражданская война началась с восстания ……… корпуса.
- В Самаре эсеры организовали своё правительство – ………..
- Чтобы спровоцировать Германию на разрыв Брестского мира, в июле 1918 года в Москве убили германского посла представители партии …….. …….
Ответы на слайде № ……
3) Монологический ответ: (3 минуты) охарактеризуйте политику «военного коммунизма» сущность, причины проведения, мероприятия и последствия для общества и страны. Учащиеся дополняют ответ, исправляют ошибки в случае затруднения при ответе, задают вопросы.
4) Индивидуальная карточка. Приложение № 1.
II Этап. Изучение новой темы.
1) Учащийся читает стихотворение Т.Л. Курбатовой.
Слово учителя: (0,5 – 1 мин.) для всего населения России встал вопрос: “Чью сторону принять?”. Этот выбор в нарастающей стихии гражданской войны был нелегким нравственным выбором. Обратите внимание, что нельзя упрощённо подходить к оценке раскола общества. Почему людям было трудно определиться с выбором? (Ответы учащихся) Вывод: так для многих участников событий для выбора позиции были «представления о завтрашнем дне России», а не социальное и имущественное положение. Поэтому все три группы тесно переплетались между собой.
Учитель: (5-6 мин.) послушайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Родинка» (М. Шолохов «Родинка» (аудиокнига), отрывок из рассказа с 21 минуты). Вопросы: о чём написан рассказ? Какую главную проблему гражданской войны поднимает автор? (ответы). Так во время войны происходило часто – отец шёл на сына, брат на брата и т.д. Родные люди оказывались по разные линии фронта.
О чём сегодня на уроке пойдёт речь? О вооружённых действиях в период войны (т.е. о фронтовой войне). Цели и задачи учащиеся формулирую самостоятельно, учитель помогает и демонстрирует на слайде презентации № 2.
2) Основной этап урока (23 -25 минут) – работа с текстом учебника параграфа 7-8 (пункт 4,5,6), картой на стр. 68-69. Задание: читая текст учебника, заполните таблицу (Приложение № 2).
По окончанию заполнения рабочего листа первый вариант рассказывает о действиях «красных» и тех событиях, которые происходили на фронтах и в тылу; второй вариант рассказывает о действиях «белых» (и их странников) на фронте и в тылу. Учащиеся могут друг друга дополнять, задавать вопросы, делать выводы. Фронтально: отвечают на вопросы учителя – 1) почему весной-летом 1921г. в России «полыхали» крестьянские восстания? Против чего они были направлены? 2) Почему восстали моряки в крепости Кронштадт? Какие они выдвигали требования? 3) Как большевики подавляли эти выступления? Какие средства они использовали? Дайте оценку их действиям.
3) Подведение итогов. Слово учителя: итак, кто же в этой войне одержал победу? Почему? (Учащиеся называют причины победы «красных» и поражения «белых» – первичное осмысление материала). Учитель: на следующем уроке мы с вами эти причины изучим более подробно, изучая и анализируя исторические источники (документы того времени, воспоминания участников и др.)
В чём вы видите трагедию в этой войне? (кратко, так как этому вопросу будет посвящён урок)
4) Рефлексия: какие вопросы вызвали наибольшее затруднение при изучении? Что было понятно? Какие материалы вызвали наибольший интерес? Почему?
Выполните тест (рабочий лист – Приложение №3). Взаимопроверка – слайд № 9.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.