Урок 19. Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Сформировать у учащихся способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа с использованием знаний о физических характеристиках Венеры, Земли и Марса.
Задачи урока
- Ознакомиться с физическими основами возникновения парникового эффекта; охарактеризовать естественный парниковый эффект и его проявления на Венере; проанализировать основы возникновения искусственного (антропогенного) парникового эффекта и его последствий на Земле; исследовать региональные особенности проявления факторов, способствующих возникновению антропогенного парникового эффекта; определить основные направления снижения антропогенного парникового эффекта.
Виды деятельности
-
Строить логичные устные высказывания, выдвигать гипотезы, определять цели деятельности, интерпретировать текст, планировать деятельность для достижения цели, обсуждать план дискуссии, формулировать собственное мнение относительно научной проблемы, планировать эксперимент, осуществлять рефлексию деятельности на уроке.
Ключевые понятия
-
Естественный парниковый эффект, антропогенный (искусственный) парниковый эффект, виды теплопередачи, загрязнение атмосферы Земли.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к деятельности | После показа анимационного фрагмента учитель организует с учащимися обсуждение характеристик планет земной группы, являющихся, по мнению учащихся, уникальными. Важно в процессе беседы сравнить названные характеристики с земными. |
2 | 2. Актуализация знаний учащихся | Учитель организует в формате мозгового штурма обсуждение вопросов, позволяющих интерпретировать полученную информацию в новых условиях. Важно подчеркнуть узость астрофизических параметров, в которых человек может существовать в комфортных условиях. |
3 | 3. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | Учитель организует беседу о сходстве Венеры, Земли и Марса. При этом подчеркивается невозможность выживания человека в условиях Венеры и Марса при сходных общих параметрах планет (наличие атмосферы, примерно равные размеры планет). Анализируются особенности атмосфер планет. Учащиеся формулируют тему и цель урока. |
4 | 4.1 Построение плана по разрешению затруднений | Учитель задает вопросы относительно недостающих знаний для анализа причин возникновения различий в составе атмосфер планет. Предлагает представить доклады «Физические основы возникновения парникового эффекта», «Химические основы возникновения парникового эффекта», актуализирует знания учащихся, полученные на уроках физики и химии. Учащиеся вспоминают виды теплопередачи. Учитель организует обсуждение роли воды в протекании химических реакций, подводит учащихся к выводу о влиянии водяного пара и углекислого газа в атмосфере на процессы поглощения и излучения и ее химический состав. |
5 | 4.2 Построение плана по разрешению затруднений | Учитель, используя метод мозгового штурма, организует обсуждение плана дискуссии, помогает учащимся сформулировать те вопросы, на которые необходимо ответить в ходе дискуссии, обобщает ответы и демонстрирует на экране перечень вопросов дискуссии. |
6 | 5.1 Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Учитель сопровождает представление учащимися докладов «Антипарниковый эффект в атмосфере Марса», «Парниковый эффект в атмосфере Венеры». Учитель организует обсуждение содержания докладов, в ходе которого акцентируется внимание на различиях в механизмах возникновения естественного парникового эффекта. |
7 | 5.2 Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Учитель сопровождает представление докладов «Основные факторы загрязнения атмосферы Земли и их влияние на возникновение парникового эффекта», «Роль выбросов автомобильного транспорта в формировании парникового эффекта». Учитель в беседе обращает внимание учащихся на наличие на Земле как последствий естественного, так и искусственного (антропогенного) парникового эффекта. При этом важно подчеркнуть преобладание антропогенного влияния на изменение атмосферы Земли. Учащиеся представляют доклады «Современные способы снижения влияния выбросов в атмосферу Земли промышленными предприятиями», «Международные соглашения об ограничении промышленных выбросов». При обсуждении данного блока докладов важно подчеркнуть, что лишь совместными действиями многих стран, предприятия которых наносят вред окружающей среде, возможно изменение ситуации. |
8 | 6. Включение в систему знаний | Учитель предлагает в парах разработать ход эксперимента, подтверждающего возникновение парникового эффекта искусственного происхождения. В ходе разработки учитель консультирует учащихся, обращая внимание на условия, в которых в закрытую прозрачную емкость с воздухом попадают углекислый газ и световая энергия. При обсуждении результатов парной работы важно подчеркнуть, что в емкости необходимо наличие термометра, фиксирующего температуру. Делается вывод об уязвимости атмосферы Земли перед воздействием антропогенного характера. |
9 | 7. Рефлексия деятельности | Учитель организует обсуждение рефлексивных вопросов, подчеркивая природную сущность и пользу естественного парникового эффекта для поддержания комфортного микроклимата планеты, деформации в развитии живого мира Земли вследствие безответственной человеческой жизнедеятельности. |