Урок 19. Содружество искусств и литература
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формирование целостного представления о мире и формах искусства.
Задачи урока
- Формирование представления о взаимодействии литературы и изобразительного искусства.
- Понимание и умение анализировать способы создания художественного образа в литературе и живописи.
- Понимать особенности и роль книжной графики.
- Использование выразительных средств искусства графики в собственном творчестве.
- Воспитание уважения и осознания ценности искусства слова и изобразительного искусства.
Виды деятельности
-
Восприятие смысла художественного образа в литературе и живописи; сравнение интерпретаций одного литературного образа разными художниками-графиками. Письменная работа в тетради. Творческая работа – создание наброска иллюстрации к стихотворению хокку.
Ключевые понятия
-
Содружество литературы и изобразительного искусства, книжная графика, иллюстрация, художественный образ, хокку и танка.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация опорных знаний | Учащимся рекомендуется привести необходимые аргументы для подтверждения своего мнения. Вспомнить жанры живописи (исторический, бытовой), конкретность её образов, живописность образов поэзии А.С. Пушкина о природе и умение поэта передать мельчайшие её изменения и настроения. Задача учителя выяснить представление учащихся о содружестве искусств и дополнить новыми знаниями об их взаимодействии. |
2 | 2. Постановка учебной проблемы | Вопрос учителя: «Как выражается содружество искусств и литературы?» Учитель предлагает учащимся выразительно прочитать эти поэтические строки. А затем спросить учащихся о художественном образе этого стихотворения. Вопрос учителя: «Как называется этот жанр поэзии, и в чём заключаются его особенности?» Вспомнить с учащимися японскую поэзию и лирические жанры хокку и танка, нерифмованные трёхстишия и пятистишия, которым присущ лаконизм и глубина мысли, умение в нескольких строках описать момент, состояние. |
3 | 3. Самостоятельная работа | Учитель предлагает после повторного самостоятельного прочтения сделать графический набросок иллюстрации, который рождается под впечатлением хокку. Вопрос учителя: «Какие художественные средства графики вы бы использовали в своих работах?» |
4 | 4. Самостоятельная работа | Учащиеся обсуждают совместно с учителем значение выразительных средств в различных видах искусства (поэзии и графике). Также следует отметить образность, ассоциативность, эмоциональную окрашенность, которые присущи и литературе, и живописи. |
5 | 5. Целеполагание | Вопросы учителя: – Вы узнаёте героиню пушкинского романа в стихах, проиллюстрированного художниками-графиками? – Как интерпретируют один и тот же образ разные художники? Учитель предлагает учащимся сравнить представленные образы Татьяны Лариной. Пояснить особенности восприятия героини разными иллюстраторами и выделить близкий им по восприятию образ. Работа в тетради. Задача обучающихся – научиться различать интерпретации и давать аргументированное пояснение своей точки зрения. |
6 | 6. Открытие новых знаний | Вопрос учителя: «В чём состоит особенность искусства книжной графики? Какова роль иллюстраций в создании книги?» |
7 | 7. Первичное закрепление | Рассмотреть иллюстрации и выделить особенности представленных образов. Можно предложить учащимся рассказать, что они знают о героях романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Задание выполняется устно. |